Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка

Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка. В течение первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.

Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для решения задач, что обусловливает развитие элементарных форм мышления.

Характеристика движений и действий на первом году жизни

Моторная сфера (совокупность возможностей двигательной системы) младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя много механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного часто проявляется повышенная двигательная активность конечностей, что положительно сказывается на формировании в будущем сложных комплексов координированных движений.

Развитие движений ребенка на 1-м году жизни происходит очень быстро. С беспомощного существа ребенок превращается в человека, стоящего на ногах, относительно свободно и самостоятельно передвигается в пространстве, одновременно с движениями ног выполняет сложные манипулятивные движения руками.

Ребенок учится держать голову, сидеть, ползать, передвигаться на коленях, принимать вертикальное положения и делать шаги. Он начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, манипулировать ими: размахивать, бросать, постукивать о кроватку. Все эти движения и действия являются прогрессивными этапами постепенного овладения присущими человеку формами поведения.

Прогрессивные движения и действия - движения и действия, которые способствуют развитию ребенка, получению новых впечатлений от окружающего мира.

СпятКроме них, при неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут возникать и закрепляться тормозные движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, а стимулируют его торможения: сосание пальцев, рассматривание поднесенной к лицу руки, раскачивания навколинкы.

Тормозные движения и действия - движения и действия, которые сдерживают развитие, отстраняют ребенка от окружающего мира.

Прогрессивные движения и действия способствуют получению новых впечатлений, ознакомлению с предметами и их свойствами, тормозные - ограждают ребенка от окружающего мира. Например, сосание пальцев вызывает торможение всех остальных реакций: ребенок становится неподвижным, никуда не смотрит, ни к чему не прислушивается. Отучить ее от этого бывает очень трудно.

В возрасте 7-ми-10-ти месяцев ребенок не только овладевает достаточно тонкой моторикой, а приобретает способность самостоятельно передвигаться в пространстве. его действия должны уже манипуляционный характер. Она осуществляет руками различные координированные движения с предметами (ощупывает, вращающий переводит, бросает т.д.).

Высокого уровня развития достигает зрительно-моторная координация (осуществление координированных движений под контролем зрения): ребенок может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в пустой кубик, получать один интересный предмет с помощью другого. Она способна, придерживаясь за опору, самостоятельно становиться на ноги и даже ходить.

В пространстве большинства детей передвигается на коленях, проявляя при этом высокую исследовательскую активность - с помощью движений и рта обследуют каждый предмет, что попадается на пути, их игры с предметами имеют манипуляционный характер: перекладывание из руки в руку, бросание, стук и т.д..

После 10-ти месяцев игры с предметами приобретают дифференцированного, функционального характера: куклу убаюкивают, расческой расчесываются, машину возят. Функциональный характер действий - воссоздание в структуре действий функциональных свойств предмета, а также движений и действий связанных с его использованием. Благодаря этому многие действия ребенка после 10-ти месяцев становятся осмысленными.

Итак, исследуя окружающее пространство с помощью возможностей двигательной системы, ребенок, осуществляя прогрессивные движения и действия, - развивается, преобладание в нем тормозных движений и действий - сдерживает свое развитие.


Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...


Развитие у малыша хватания и манипулирования

Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенца, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время...


Речевое развитие младенца

Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка. ...


Развитие речи у младенческого возрасте

Развитие предпосылок для усвоения активной речи также зависит от общения со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на "разговор" взрослого смехом и звуками, у 2-4-месячном возрасте - издает...


Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни

Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни. В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и...


Общение как ведущая деятельность младенца

Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...


Формирование комплекса оживления

На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...


Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...


Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Как сэкономить на свадьбе и отметить недорого
Конечно, можно вложить в свадебное торжество все до последней копейки, пригласить именитых артистов, заказать живой оркестр и многое другое. Однако давайте подумаем, кто будет присутствовать  на ...

Не ругайте детей за плохой почерк
Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они дол ...

Про смысл жизни и вершины бытия
Серая больничная палата. Серые стены, кровати. Грязно-серые простыни и даже шерстяные одеяла, похожие на гигантских притихших мышей. Большое окно, закрашенный широкий подоконник, неряшливо заложенны ...

Влияние цвета на организм. Лечение цветом
Мы еще недостаточно знаем о цвете как про органическую систему, которая постоянно влияет на нас. Древние народы в этом вопросе были образованными. В Древнем Египте, Китае, Тибете, Греции, доколумбов ...

15 неделя беременности
Срок беременности 15 недель. На этом сроке у малыша уже есть кожа, но она настолько тонка, что через нее видны все сосуды. Он все так же растет и крепнет. Маму уже не мучает токсикоз, и она продол ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария