Развитие у малыша хватания и манипулирования

Развитие у малыша хватания и манипулирования

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 09:25  |   1881  |   0

Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенец, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время ребенок начинает будто ощупывать одной рукой другую.

8-4-месячный малыш может долго сосредоточенно играть игрушками, которые висят над его грудью: он то натыкается на них руками и следит, как они колышутся, то хватает и некоторое время удерживает их. Пытается удержать вложенный в руку предмет.

Вскоре начинает и сам тянуться к игрушке, которая висит. В 4,5-5 месяцев дети свободно достают, хватают и удерживают игрушку, в 6 - могут получить ее одной рукой. На 5-м и 6-м месяце они учатся точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предмет, лежа на боку или на животе.

В полгода уже умеют брать в каждую руку по игрушке и удерживать их. Они размахивают игрушкой, переводят ее из руки в руку, рассматривают, берут в рот, постукивают ею. Упустив игрушку, пытаются ее найти: двигают рукой из стороны в сторону, ищут взглядом.

Получив игрушку, малыш продолжает ним играть. Если не удается взять ее, проявляет недовольство и успокаивается, только держа игрушку в руках. Ребенок, у которого отобрали игрушку, может расплакаться, не успокаиваясь до тех пор, пока ее не вернут.

С тех пор, как ребенок научится брать игрушки и играть ими (4-5 месяцев), у него возникает новая потребность - достать и взять игрушку, которая привлекает его внимание. Если не удается сразу этого сделать (игрушка далеко или выскальзывает из рук), он проявляет большую настойчивость, используя все действия, которыми владеет, часто изобретая новые.

Для выполнения этих движений нужно, чтобы малыш умел схватывать предметы. Ведь он не мог бы начать самостоятельно приседать, вставать на ноги, хватать и ходить, держась за опору, если бы не умел браться руками за перила.

Движения полугодового малыша еще далеки от совершенства. Рука, которую он протягивает к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, дугой, отклоняясь от нужного направления. Все предметы он пытается хватать одинаково - прижимая пальцами к ладони.

Малыш схватился за пальчики ногВо второй половине 1-го года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: уточняется движение руки к предмету и развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок начинает удерживать предметы пальцами.

Последовательное приближение руки к предмету производится примерно до 8-ми месяцев, но лишенным отклонений оно становится только в конце года.

Хватания и удерживания предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце и продолжает совершенствоваться до конца года. Размещение пальцев на предмете все больше зависит от предмета: мяч он берет растопыренными пальцами; шнурок - кончиками большого, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются на его гранях.

Как только ребенок приобретает умение удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты: малыш хватает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, потом опять хватает. Заметив два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Имея предмет в руке, подносит его к глазам, рассматривает, берет в рот, размахивает им.

Первые манипуляции направлены на предмет, который привлекает ребенка. Со временем манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают определенный результат - перемещение в пространстве, звучание игрушки и т.п.. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить. К концу первого - началу второго полугодия в его манипуляциях появляется устойчивая направленность на результат, на изменения, возникающие во время выполнения действий с предметом.

Вскоре малыш начинает действовать одновременно с двумя предметами, например, постукивать одним погремушкой об другое. Направленность на результат при этом становится очевидным: ребенок упорно пытается приблизить предметы, положить или нанизать их.

Результатом этих действий становится попадание предмета в определенное место, размещение двух предметов в определенном положении. Получив его, ребенок повторяет действие.

К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешним признакам действия обычно остаются, как и раньше (вложение, нанизывание, открывание и т.д.), но их выполнение становится точным.

Если раньше ребенок выполнял действие так, как это показал ей взрослый, то теперь он пытается повторить самостоятельно его на всех предметах. Эти действия меняются в зависимости от особенностей предметов.

На этом этапе развития дети начинают замечать прямые и косвенные результаты своих действий: потянув за веревочку, можно приблизить к себе привязанный к ней предмет; нажав на кнопку - включить или выключить свет, сняв трубку телефона - услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора. Все эти действия приносят им большое удовольствие, поэтому они многократно могут воспроизводить их.

Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия, в усложнении достигнутых результатов. Сначала оно заключается в перемещениях или изменениях, которые обуславливают проявления скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем - в предоставлении определенного взаимного положения двум предметам, а дальше - в получении знакомых изменений на новых предметах или изменений, косвенно связанных с действием.

С помощью взрослого возможности и действия младенца существенно расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним (мячик можно катать, кольца пирамидки нанизывать на стержень, волчок крутить и др.)..

Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он усваивает до конца 1-го года жизни. Появление специфических действий свидетельствует о начале новой, предметной деятельности ребенка, характерной для следующего периода.

О развитии у малышей хватания и манипулирования рассказала Саша Савельева.



Речевое развитие младенца
Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка. ...

Развитие речи у младенческого возрасте
Развитие предпосылок для усвоения активной речи также зависит от общения со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на "разговор" взрослого смехом и звуками, у 2-4-месячном возрасте - издает...

Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни
Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни. В младенческом возрасте формируются основы ориентирования в окружающем мире с помощью познавательных психических процессов, связанных с восприятием и...

Развитие ощущений и восприятий младенца
Развитие ощущений и восприятий младенца. В младенческого возрасте интенсивно развиваются чувства, формируются восприятия, представления о предметах окружающего, расширяется и дифференцируется...

Развитие памяти у малышей
Первичным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, заметны уже в первые месяцы жизни ребенка (прекращение плача, когда в комнату заходит мама). На 3-4-м месяцах жизни начинает...

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...

Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка
Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...

Общение как ведущая деятельность младенца
Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...

Формирование комплекса оживления
На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Рекомендуемые статьи:
Мажоры: дети в норковых пеленках
Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический момен ...
Как избавиться от волнения и пережить стресс
Стресс - физиологичное сотрясение для всего организма. Длится по существу несколько минут, дальше мы себя сами накручиваем и поддерживаем это состояние. Проблему иногда может разрешиться сразу, но у ...
Оформление свадебного зала
Чтобы создать праздничное настроение новобрачным и гостям, организаторы свадьбы должны хорошо обдумать, как украсить праздничный зал. Безусловно зал оформляется в том стиле в котором Вы хотите сделать ...
ВЕЛИКИЙ ПОСТ: САМЫЕ ВКУСНЫЕ БЛЮДА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Великий пост является важным из всех православных постов и в этот период подготовки к самому большому празднику, а именно к Светлой Пасхе радует многих людей. Стоит отметить, что структура Великого по ...
Венгрия: обзор курортов, туризм и отдых в Венгрии
Официальное название - Республика Венгрия. Столица: Будапешт (1,9 млн человек). Территория: 93,03 тыс. км 2 . Население: 10,2 млн человек. Время отстает от московского на 1 час. Главные города, тыс. ...

Добавление комментария