Общение как ведущая деятельность младенца

Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от содержания в младенческого периоде различают ситуативно-личностное и ситуативно-деловой формы общения.

До 6-ти месяцев общения ребенка со взрослыми преимущественно эмоциональный характер, а его средствами являются реакции.

Эмоциональное общение - общение с помощью выразительных движений, которые соответствуют определенному эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения, поглаживания, прижимания к груди, отталкивание подобное.

После 6-ти-8-ми месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми - ситуатиано-деловой, при котором средством общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом.

Ситуативно-деловое общение - общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является эта совместное действие.

В младенческого периоде выделяют два этапа развития:

1. От рождения до 5-6-ти месяцев. Этот период характеризуется становлением ситуативно-личностного общения, интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха. Такое общение считается достаточно развитым, если малыш смотрит в глаза взрослому, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализации, стремится продолжить эмоциональный контакт с ним, пытается перестроить свое поведение в соответствии с его поведения.

Содержание потребности в общении состоит в стремлении к доброжелательному вниманию. Развивается оно с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-х-6-ти недель. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно помогает ребенку выжить и адаптироваться к обстоятельствам жизни.

2. От шести месяцев до года. Начало этого периода связано с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций (координация между рукой и глазом). Ребенок уже способен удержать предмет, интенсивно осваивает манипулирование им. Расширяется его пространство. Создаются предпосылки для развития манипуляции с предметами и предметного восприятия. Общение происходит на фоне манипуляций, которые касаются предметов.

МалышиС 6-ти месяцев жизни ребенка ситуативно-личностную форму общения меняет ситуативно-деловая, которая разворачивается в результате совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет его новую потребность - в сотрудничестве.

Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый проявил заинтересованность тем, чем она занимается, принимал участие в этом процессе.

Взрослого он считает экспертом, образцом, помощником, участником и организатором совместных действий. В этих занятиях экспрессивно-мимические средства дополняются предметами. Ребенок проявляет свое стремление к сотрудничеству позами, жестами.

Общение имеет ярко эмоциональный оттенок, ему присущи не только положительные эмоции. Дети могут проявлять обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр их положительных переживаний.

Общение с взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте всего способствует психическому развитию ребенка, перехода его на следующий возрастной этап. Систематический словесно-эмоциональное воздействие взрослого стимулирует эмоциональную сферу младенцев, способствует их познавательному развитию. Это общение будет продуктивным, если начинаться до того, как у ребенка сформируются сложные формы предметного восприятия.

Взрослый организует и первые акты предметного восприятия ребенка. Овладев ими, ребенок может успешно использовать их в других ситуациях, с другими предметами, например с игрушками.

Ребенок растет, меняются его возможности, потребности. Его все больше привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но простота, ограниченность его действия не дают возможности самостоятельно открыть разнообразные специфические свойства и функции предметов. Неоценимую помощь в этом оказывает взрослый. Он показывает новые интересные действия с предметами: подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и снова собирает половинки деревянной куклы.

Общение с младенцемЭмоционально-личностное общение сменяется в это время на эмоционально-деловое. Кроме внимания и доброжелательности, в его контекст включаются еще сотрудничестве взрослого, его участие в делах ребенка.

Богаче становятся средства общения: взгляды и улыбки дополняют указательными жестами, определенными интонациями в вокализация и первых словах, которые появляются во второй половине года.

Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка, овладевает речью, учится выполнять сложные действия с предметами, переходит в простых игр с ними.

В младенческм возрасте происходит становление предпосылок общения, непосредственных эмоциональных контактов со сверстниками, которые отражают широкий спектр переживаний. Интерес детей друг к другу побуждает их к познавательных контактов, изучения другого. К 12-ти месяцев возникают деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий.

В этот период закладываются основы дальнейшего полноценного общения со сверстниками. Формирование этой потребности начинается с 3-х месяцев с возникновением ориентировочной активности на сверстника. В составе комплекса оживления в 5-месячного ребенка яркие эмоции при восприятии партнера. Во второй половине первого года жизни формируются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), которые удостоверяют дальнейшее развитие потребности в общении со сверстниками.

Контакты со сверстниками в основном направлены на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети рассматривают друг друга, прикасаются к лицу, одежде, иногда даже "пробуют на вкус" - берут в рот пальчик другого. Часто не ограничиваются созерцанием сверстника, а обращаются с ним, как с интересной игрушкой. Могут адресовать им те же действия, что и взрослым: улыбнуться, предложить игрушку, однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и соответствующая активность. Младенцы еще не являются участниками полноценного общения, на этом этапе жизни только закладываются его предпосылки.


Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка

Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...


Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...


Развитие у малыша хватания и манипулирования

Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенца, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время...


Речевое развитие младенца

Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка. ...


Развитие речи у младенческого возрасте

Развитие предпосылок для усвоения активной речи также зависит от общения со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на "разговор" взрослого смехом и звуками, у 2-4-месячном возрасте - издает...


Формирование комплекса оживления

На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...


Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...


Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...


Часы-пульсометр Mio Alpha 2
Часы-пульсометр Mio Alpha 2. Всегда интересно приобретать оригинальные, только вышедшие, устройства с минимальной конкуренцией. Чувствуешь себя особенным. Плюс покупка таких новинок может считаться вл ...

Свадебные обряды и их значение
Наши предки верили, что если соблюдать свадебные обряды то это обязательно благоприятно повлияет на будущую семейную жизнь. Современные обряды являются скорее способом дополнить застолье, ведь большин ...

27 неделя беременности
Срок беременности 27 недель, - хоть ребенок уже и полностью оформился, и почти готов к жизни за пределами животика, все же его развитие не прекращается ни на секундочку. Сейчас завершается второй т ...

Выбираем платье для нового года: вечернее платье для новогодней ночи
Совсем немного осталось до самой удивительной ночи в году. Ночи, когда могут случиться самые неожиданные чудеса. Но, как говорят современные «волшебницы», если хочешь сказку, сочини и вопл ...

Стимулирующее и оздоровительное влияние музыки на организм человека
При выборе музыки мы ориентируемся на свои внутренние желания: у каждого человека свои биоритмы. Любая гармоничная музыка положительно влияет на биоритмы. Калифорнийский ученый Авраам Гольдштейн счита ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария