Общение как ведущая деятельность младенца

Общение как ведущая деятельность младенца

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 09:25  |   2010  |   0

Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от содержания в младенческого периоде различают ситуативно-личностное и ситуативно-деловой формы общения.

До 6-ти месяцев общения ребенка со взрослыми преимущественно эмоциональный характер, а его средствами являются реакции.

Эмоциональное общение - общение с помощью выразительных движений, которые соответствуют определенному эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения, поглаживания, прижимания к груди, отталкивание подобное.

После 6-ти-8-ми месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми - ситуатиано-деловой, при котором средством общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом.

Ситуативно-деловое общение - общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью которого является эта совместное действие.

В младенческого периоде выделяют два этапа развития:

1. От рождения до 5-6-ти месяцев. Этот период характеризуется становлением ситуативно-личностного общения, интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха. Такое общение считается достаточно развитым, если малыш смотрит в глаза взрослому, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализации, стремится продолжить эмоциональный контакт с ним, пытается перестроить свое поведение в соответствии с его поведения.

Содержание потребности в общении состоит в стремлении к доброжелательному вниманию. Развивается оно с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-х-6-ти недель. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно помогает ребенку выжить и адаптироваться к обстоятельствам жизни.

2. От шести месяцев до года. Начало этого периода связано с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций (координация между рукой и глазом). Ребенок уже способен удержать предмет, интенсивно осваивает манипулирование им. Расширяется его пространство. Создаются предпосылки для развития манипуляции с предметами и предметного восприятия. Общение происходит на фоне манипуляций, которые касаются предметов.

МалышиС 6-ти месяцев жизни ребенка ситуативно-личностную форму общения меняет ситуативно-деловая, которая разворачивается в результате совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет его новую потребность - в сотрудничестве.

Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый проявил заинтересованность тем, чем она занимается, принимал участие в этом процессе.

Взрослого он считает экспертом, образцом, помощником, участником и организатором совместных действий. В этих занятиях экспрессивно-мимические средства дополняются предметами. Ребенок проявляет свое стремление к сотрудничеству позами, жестами.

Общение имеет ярко эмоциональный оттенок, ему присущи не только положительные эмоции. Дети могут проявлять обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр их положительных переживаний.

Общение с взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте всего способствует психическому развитию ребенка, перехода его на следующий возрастной этап. Систематический словесно-эмоциональное воздействие взрослого стимулирует эмоциональную сферу младенцев, способствует их познавательному развитию. Это общение будет продуктивным, если начинаться до того, как у ребенка сформируются сложные формы предметного восприятия.

Взрослый организует и первые акты предметного восприятия ребенка. Овладев ими, ребенок может успешно использовать их в других ситуациях, с другими предметами, например с игрушками.

Ребенок растет, меняются его возможности, потребности. Его все больше привлекают окружающие предметы, он начинает с ними действовать. Но простота, ограниченность его действия не дают возможности самостоятельно открыть разнообразные специфические свойства и функции предметов. Неоценимую помощь в этом оказывает взрослый. Он показывает новые интересные действия с предметами: подбрасывает мячик вверх, нанизывает кольца на пирамидку, раскрывает и снова собирает половинки деревянной куклы.

Общение с младенцемЭмоционально-личностное общение сменяется в это время на эмоционально-деловое. Кроме внимания и доброжелательности, в его контекст включаются еще сотрудничестве взрослого, его участие в делах ребенка.

Богаче становятся средства общения: взгляды и улыбки дополняют указательными жестами, определенными интонациями в вокализация и первых словах, которые появляются во второй половине года.

Деловое общение обеспечивает дальнейшее развитие психики ребенка, овладевает речью, учится выполнять сложные действия с предметами, переходит в простых игр с ними.

В младенческм возрасте происходит становление предпосылок общения, непосредственных эмоциональных контактов со сверстниками, которые отражают широкий спектр переживаний. Интерес детей друг к другу побуждает их к познавательных контактов, изучения другого. К 12-ти месяцев возникают деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий.

В этот период закладываются основы дальнейшего полноценного общения со сверстниками. Формирование этой потребности начинается с 3-х месяцев с возникновением ориентировочной активности на сверстника. В составе комплекса оживления в 5-месячного ребенка яркие эмоции при восприятии партнера. Во второй половине первого года жизни формируются сложные формы поведения (подражание, совместные игры), которые удостоверяют дальнейшее развитие потребности в общении со сверстниками.

Контакты со сверстниками в основном направлены на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети рассматривают друг друга, прикасаются к лицу, одежде, иногда даже "пробуют на вкус" - берут в рот пальчик другого. Часто не ограничиваются созерцанием сверстника, а обращаются с ним, как с интересной игрушкой. Могут адресовать им те же действия, что и взрослым: улыбнуться, предложить игрушку, однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются редко, как и соответствующая активность. Младенцы еще не являются участниками полноценного общения, на этом этапе жизни только закладываются его предпосылки.



Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка
Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...

Развитие у малыша хватания и манипулирования
Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенца, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время...

Речевое развитие младенца
Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка. ...

Развитие речи у младенческого возрасте
Развитие предпосылок для усвоения активной речи также зависит от общения со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на "разговор" взрослого смехом и звуками, у 2-4-месячном возрасте - издает...

Формирование комплекса оживления
На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни
Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Рекомендуемые статьи:
Разрешить нельзя запретить. Вопросы воспитания подростка
Сыну почти 15 лет. Он рос послушным, моим "домашним" мальчиком, cидив у меня "под юбкой", бывало, на улицу не выгонишь, все дома и дома. Но год назад он познакомился на улице с девушками и парнями, ...
Что заставляет влюбиться: причины и поводы
Любовь – болезнь и заразить ею можно любого. Наука все настойчивее убеждает нас в этом. Так ли это? Узнаем!Ученые-химики уже давно предположили, что в любви «виноваты» биохимические ...
Если раздражает муж
В процессе семейной жизни иногда возникают ситуации, когда отношения заходят в тупик, а родной муж начинает раздражать. И тут стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться, кто в этом виноват, и как ...
Как флиртовать с мужчиной или парнем используя язык тела
Дамы! Если вы хотите знать, как пройти мимо слов и привлечь того парня, за которым вы давно следили, то вы попали в нужное место. Несколько научных исследований невербального общения обнаружили, что 7 ...
Дисбаланс в кишечнике
Жизнь теряет все свои краски, опять депрессия, аппетит отсутствует, организм, как увядшая, усталая цветок, самая простая работа кажется страшным грузом - тошнит, вяло, дискомфортно... Это - дисбактери ...

Добавление комментария