Роль общения в психическом развитии младенцев

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Удовлетворяет он и потребность во впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.

Двигаясь в пространстве с помощью взрослого, оно имеет возможность видеть больше предметов, прикасаться к ним, схватывает их. По инициативе взрослого возникают основные слуховые и осязательные впечатления.

Положительное эмоциональное отношение ребенка к взрослому, очевидное удовольствие от общения с ним оказываются уже в комплексе оживления. Такое отношение усиливается течение всего младенческого периода. Эмоциональное общение со взрослым существенно влияет на настроение ребенка.

Своим появлением он поднимает настроение ребенка, побуждает к действиям, к которым перед этим она относилась равнодушно. К концу 4-б-месячного возраста общение со взрослым приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих: знакомому взрослому радуется, незнакомый может вызвать у него страх.

Потребность в эмоциональном общении, которая имеет важное значение для развития ребенка, может вызвать и негативные проявления. Если взрослый постоянно находится с ребенком, он привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если ее хотя бы на минуту оставляют одну.

При правильном применении методов воспитания характерно для начала младенческого периода непосредственное общение (общение ради общения) уступает место общению по поводу предметов, игрушек, а затем перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Общение с младенцемВзрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает внимание к предметам, демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит как в руководстве со стороны взрослого действиями ребенка, так и в том, что младенец, не имея возможности выполнить какое-то действие, обращается за помощью и содействием взрослого. Большое значение в их совместной деятельности имеет способность подражать действиям взрослого, которая открывает широкие возможности для обучения.

В 7-10 месяцев ребенок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего она воспроизводит показанное ему действие не сразу, а через некоторое время, даже через несколько часов. Иногда подражание возникает после многократного показа. К концу младенческого возраста дети проявляют большую способность к подражанию, повторяя за взрослым разнообразные действия.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для его психического развития. Уже в младенческого возрасте ярко проявляется общая закономерность его психического развития - психические процессы и качества формируются у нее под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В связи с зависимостью от взрослых отношение младенца к действительности и к себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. То есть отношение ребенка к действительности является социальным отношением.

Младенцу два месяцаСразу после рождения младенец еще не нуждается в общении с окружающими людьми, это возникает под воздействием следующих условий:

1) объективная потребность младенца в уходе и заботе взрослых. Только благодаря постоянной помощи близких людей ребенок может выжить в этот период, поскольку еще не способен самостоятельно удовлетворять свои органические потребности. Заинтересованность во взрослом вовсе не является потребностью в общении.

В первые дни после рождения ребенок учится использовать взрослых для преодоления дискомфорта и получения того, что ей необходимо, с помощью различных криков, хникання, гримас. Младенец в этот период не адресует своих сигналов конкретному лицу, оно еще не общается;

2) обращенная к ребенку поведение взрослого. С первых дней появления ребенка на свет взрослый обращается с ней так, будто она может включаться в общение: разговаривает с ней, ищет знаков, по которым можно считать, что ребенок включилась в общение.

Сначала ребенка привлекает к общению взрослый, позже у него самого возникает потребность в этом. Важнейшим средством общения в младенческого возрасте является экспрессивные ДЕЙСТВИЯ (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

"Взрослый не только удовлетворяет потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он оценивает его поведение, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если он ведет себя не так, как нужно. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.

Итак, роль взрослого в общении с ребенком является одной из главных предпосылок успешного развития ребенка и социализации его в человеческой среде.


Формирование комплекса оживления

На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...


Общение как ведущая деятельность младенца

Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...


Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка

Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...


Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...


Развитие у малыша хватания и манипулирования

Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенца, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время...


Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...


Развитие плода в утробе матери

За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...


Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...


Жизнь прекрасна!
В наше напряженное время наблюдается рост кривой самоубийств. Причем так или иначе мысли о суициде приходят в голову и подросткам, и старым, и мужчинам, которые потеряли работу, и женщинам, подвергш ...

Достала свекровь? Как усмирить свекровь если она монстр?
Отношения зятя и тещи – вечная тема для шуток и анекдотов. И хотя про свекровь и невестку анекдотов ходит поменьше, отношения тут бывают ещё сложнее и проблематичнее. Когда возникает непониман ...

Готовимся к весне или обновление красоты
Наша рубрика давно и стабильно радует вас рассказами и практическими советами о красоте и здоровье. Самое время подвести промежуточные итоги и аккумулировать приобретенные теоретические знания для луч ...

Использование энергии пирамид
Пирамида, если она будет ориентирована гранями по сторонам света, превращается в аккумулятор космической энергии (хрональный аккумулятор). Согласно гипотезе белорусского ученого А. И. Вэника, хрональн ...

Сказки и рассказы для детей
Запомнил на всю жизнь, как я фотографировался с Дедом Морозом и Снегурочкой. Поставили меня, маленького, на стульчик, навели объектив. А я Снегурочку за руку взял и прижался к ней. И все дальше от Д ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария