Не ругайте детей за плохой почерк

Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они должны учиться лучше, чем мы, все знать и уметь. Поэтому нередко такое ожидание сопровождается излишним эмоциональным волнением.

Иногда мы с болью воспринимаем то, что в каких-то моментах обучения наши дети выглядят хуже, чем в свое время их родители. А в действительности мы были такими же, просто подсознательно обманываем самих себя и не в состоянии признать, что сами вовсе не идеальны.

Моя мама в школе писала красиво и без ошибок (она вообще золотая медалистка), я - значительно хуже, а почерк моего сына, который уже посещает второй класс, заметно красивее чем мой в его возрасте.

Многие родители, несмотря на несколько неуклюжие, кривые закорючки, что иногда и не напоминают буквы, сердятся и наказывают детей, повышают на них голос, а нередко и избивают. К своему удивлению, если они были внимательны к самим себе, то замечали, что при применении таких «методов воспитания» усиливаются негативные эмоции, и чем их больше, тем хуже становится почерк ребенка.

Уважаемая учительница моего сына - Людмила Ивановна, объясняя на родительских собраниях, почему нельзя сердиться на детей за плохой почерк, предложила нам (родителям) написать пару строчек левой рукой и удостовериться, что мы пишем еще и хуже ее маленьких учеников. Причина такой ситуации очень проста - не отработана соответствующая привычка или динамический стереотип писать этой рукой. (см. также статью левша или правша)

Давайте посмотрим на процесс письма несколько глубже и попробуем разобраться в возможных причинах некрасивого почерка наших детей.

Письменная привычка является одной из тех, которая, возникая как-то раз, не исчезает никогда. К таким навыкам еще относятся катание на велосипеде и плавание. Конечно, если пишем исключительно с клавиатуры компьютера, то навык ухудшается. Но после применения незначительных по времени и интенсивности усилий она восстанавливается.

Процесс письма является психофизиологическим актом. Он определяется условно-рефлекторной системой движений, состоящих из сознательных и автоматических (подсознательных) компонентов. С точки зрения «чистой науки» описывать процесс формирования такого навыка будет недостаточно интересным для читателя. Попробуем сделать это максимально кратко и в доступной форме.

У ребенка плохой почеркФормирование любого навыка связано со своеобразным рисованием в мыслях личности соответствующего образа. И пока в «голове» ребенка не сформируется соответствующий моторный образ того, как будет выполнено соответствующее движение, правильное его выполнение невозможно. В этом плане интересна мысль Н. А. Бернштейна: «При тренировке любого движения (в том числе и письменной привычки) в первую очередь тренируются не руки, а мозг».

Ученые признают, что формирование мысленного образа движения вызывает изменения в различных системах организма, приводит к состоянию необходимого для дальнейшего выполнения действий соматическую, вегетативную и психическую сферу организма. Простое подтверждение этого вы можете получить, если ярко вообразите себе действия, связанные с определенным нервно-психическим или эмоциональной нагрузкой, некогда переживали в вашей жизни.

Например, представление прыжка с парашютом, высоты, свободного падения, сопровождающие его у людей, имеющих незначительный опыт прыжков, вызовет определенную тревогу, ситуативное увеличение частоты сердечных сокращений и т.д. То же самое возникает и при представлении процесса написания только в значительно меньшей степени. У ребенка этот образ еще не сформирован и поэтому это вызывает соответствующие «сбои», что негативно отражаеться на конфигурации букв, направлении строк, а также других признаках почерка.

Чтобы хорошо писать, человек должен:

- Мысленно выделить звуки, составляющие слово, распределить непрерывный звуковой поток на отдельные «фонемы», то есть на отдельные звуковые единицы, из которых он состоит;
- «фонемы» перекодировать в зрительно-двигательные элементы процесса письма. То есть представить, как выглядит каждый звук (буква) в целом;
- потом через головной мозг и другие органы центральной нервной системы дается соответствующая команда - какие движения выполнять для написания. Движения эти не обычные, непохожие на движения в развитых обезьян, приспособленных к лазанью по деревьям и хватанию пищи, а высокоорганизваными, с тонкими нюансами.

Что же обеспечивают эти команды? Во-первых, организацию необходимой рабочей позы ребенка, во-вторых, соответствующую силу нажима маленьких пальчиков на ручку и ручки на бумагу, в-третьих, достаточное напряжение мышц плеча и предплечья и некоторых других мышц тела, отвечающих за соответствующую плавность и круговидность движений, их ритмический рисунок. Кроме этого, обеспечиваются движения, направленные на организацию нормального соотношения между точностью, предусмотренной прописями и индивидуальной вариативностью, соблюдение координации движений во всех плоскостях (вертикальные, горизонтальные, промежутки между буквами, словами и строками).
 
Помимо прочего, процессом письма руководят те участки головного мозга, которые отвечают за нормальную работу кинестетического, зрительного и слухового анализатора. Поэтому, можете представить, насколько трудно детскому организму, который еще не сформировался полностью, одновременно управлять всеми этими органами для качественного выполнения упомянутых задач.

Плохой почерк у ребенкаИндивидуальность развития всех этих органов, нервных связей между ними, даже состояние мышечной системы, а также неповторимость умение формировать целые образы в воображении и двигать их, безусловно, влияет на специфичность почерка каждого ребенка.

Этим небольшим очерком я демонстрирую только маленькую часть тех функций и действий, которые выполняет человеческий организм, обеспечивая наиболее адекватные решения при построении движений письма.

Специалисты, изучающие проблемы связи между почерком и психофизиологическими особенностями человека, считают, что конечное формирование почерка, как и всего организма заканчивается примерно в 25 лет. Одновременно и после этого могут наблюдаться изменения признаков почерка, вызванные болезнями, специфическими состояниями и другими причинами, в нашем понимании которые и ухудшают почерк.

Давно доказано, что храктер человека и его почерк - взаимосвязанные феномены и по почерку можно диагностировать как отдельные черты характера, так и его тип в целом. Кроме того, искусственно изменяя почерк, можно корректировать характер (графотерапия). В возрасте 6-7 лет, когда они начинают учиться писать в школе, характер еще не сформирован. Отдельные его черты находятся в исходном состоянии и соответственно влияют на почерк.

У маленьких школьников, которые несколько не дисциплинированные, излишне подвижный, иногда агрессивный и импульсивный, почерк характеризуется большими, чем у других детей, буквами, их элементы имеют углоподобную форму, напор и наклон непостоянный, написание без линеек для них почти невозможно, потому что строки «ползут» вверх или вниз. У других - малозаметных в детском коллективе, смущенных, в определенной степени тревожных и плаксивых может проявляться «дрожание» в «стенках» букв, небольшой напор, который постоянно меняется, уменьшен по сравнению с другими детьми размер букв. При написании на не разленееной бумаге этот размер может уменьшаться до конца строки.
 
Когда мы сердимся на детей, то вызываем у них соответствующие эмоции, которые у одного проходят в форме встречной агрессии, а у другого повышается уровень ситуативной тревоги и т.п. Такие эмоции видны за вегето-сосудистыми проявлениями, например, такими как покраснение, побледнение, увеличение частоты сердечных сокращений и дыхания, возникновение дрожания...

Безусловно, такое нарушение нормального баланса организма отражается на самых некрасивых, как на наш родительский взгляд, признаках почерка. Дети начинают писать с еще большим несоблюдением линии строки, разными по размеру буквами с «танцующим» уклоном. В конце почерк становится ужасным, и мы со всей родительской жесткостью, воспринимая это все за лень, отсутствие настойчивости, начинаем применять более жестокие (считайте - бесполезные в этой ситуации) методы воспитания.

Худшее, то, что дети, формирования навыков у которых происходит в таких условиях, как правило, так и не учатся писать красиво. Но это полбеды. Мы именно так ломаем индивидуальность, неправильно формируем характер, что со временем может привести к невозможности нормального творческого развития личности с полноценным задействованием всех внутренних сил ребенка.

Если у ребенка плохой почеркОтдельно хочется сказать о следующем. Нередко у детей-первоклассников проявляется так называемое «зеркальное письмо». Когда такой признак фиксируется у взрослого человека, то она является тревожным симптомом, поскольку может свидетельствовать о нарушениях в сигнальных системах, распад пространственно-двигательных связей, возможно органическое поражение тех частей головного мозга, отвечающие за работу зрительного анализатора.

Одновременно у детей такая ошибка должна восприниматься достаточно спокойно, поскольку у них именно этот анализатор, его связи с другими участками головного мозга и органами нервной системы еще недостаточно развиты. Необходимо также помнить, что «зеркальное письмо» может наблюдаться у взрослых - левшей, искусственно перевчених писать правой рукой.

По этой же причине некоторые дети при написании под диктовку могут заменять артикулярных близкие буквы. Например, «ж» на «ш», «с» на «ц», что связано с пока недоразвитым слуховым анализатором.

В таких случаях в первую очередь, дорогие родители, вы должны ругать себя. Как правило, у тех детей, которым в детстве поют колыбельные, дают слушать музыку, тренируют петь самих, учат учить и рассказывать стихи, слуховые анализаторы работают значительно лучше. Если вы вместе с ребенком много рисовали, обращали ее внимание на конфигурацию и мелкие детали строений, деревьев, машин, обсуждали, что видел малыш в течение дня и во сне, то соответственно развивали его зрительный анализатор.

Когда же с возрастом у детей при обучении и повседневной жизни развиваются те психологические качества, которые «делают» личность более спокойной, устойчивой и адаптивной к внешним раздражителям - постепенно и почерк выравнивается, становятся стабильными наклон и нажим, направление строк и другие признаки. В школе дети много пишут, что соответственно и способствует формированию письменных навыков. При этом организм проходит через ряд проб и ошибок, что позволяет выбрать и создать свой индивидуальный стиль письма, отличающийся от других.
А пока все системы организма вашего ребенка не будут работать качественно и центральная нервная система не будет обеспечивать взаимодействие между ними, почерк будет формироваться . А на этом этапе он не может быть идеальным.
 
Подытоживая изложенное, хочется сказать, что каждый человек неповторим. Проявления такой индивидуальности есть во всем, начиная от отпечатков пальцев, ушных раковин и разнообразия цветов глаз, с характером и, конечно же, почерком.

Некрасивый почерк - это не трагедия. Проводя исследования зависимости между почерком и характером в течение почти 15 лет, я обратил внимание, что внешне красивый, а особенно украшенный почерк далеко не всегда принадлежит интеллектуально развитой и продуманной личности, хорошему человеку в широком смысле этого слова. Однако, если вы сможете воспитать Человека и здоровую, активную, умную, спокойную, с чувством юмора и другими положительными качествами личность, то его почерк будет достаточно ровным, нормального размера и будет нормально читаться. Поэтому предлагаю сосредоточиться не на наказании, а на более приятных и позитивно перспективных делах воспитания. Кандидат психологических наук А.В.Федин


Запретные темы или расскажите детям о...

Когда ребенок впервые начинает проявлять интерес к тому, что является сугубо взрослыми темами, практически все родители начинают испытывать трудности: как именно разъяснить сыну или дочке такие...


Лидерские качества или как воспитать лидера

В последнее время популярно стало говорить о лидере и лидерстве. Однако, что это такое на самом деле, не каждый может сказать. Какие качества присущи лидеру, а какие нет? Как «найти»...


Сказки и рассказы для детей

Запомнил на всю жизнь, как я фотографировался с Дедом Морозом и Снегурочкой. Поставили меня, маленького, на стульчик, навели объектив. А я Снегурочку за руку взял и прижался к ней. И все дальше от...


Ответственность родителей за воспитание ребенка

В последнее время я стала за собой все чаще и чаще замечать те черты, которые прежде мне не нравились в других людях. Сейчас я вдруг попадаю в ситуации, что уже были в моей жизни - в детстве. Тогда...


Какие есть сказки и что уместно читать детям

Вся жизнь человека обусловлено ритмами. Первые семь лет ребенок растет, поэтому задача взрослых - создать условия для его гармоничного и здорового развития. Помочь расти не только физически, но и...


Введение прикорма и искусственное вскармливание. Все про питание малышей

Кормить ребенка грудью желательно как можно дольше - до годовалого возраста, а если есть возможность и старше года. Уникальные биологические свойства вашего молока полезны малышам и этого возраста....


Левша или правша - третьего не бывает

Считается, что человек приходит в этот мир одинаково хорошо владея обеими руками. Но, вырастая, одни из нас становятся левшами, а другие правшами. Почему? Причина этого - особенность...


Вступительные тестирования в школу разрушают психику детей

Дочке моей подруги - сообразительной и любознательной Софийке - только исполнилось 6 лет. Собственно, как и большинство детей ее возраста, она через две недели станет школьницей. Это - радостное...


Уделите ребенку внимание

Психологи бьют тревогу: в настоящее время родители все меньше внимания уделяют своим сыновьям и дочерям. По статистике, лишь 25 минут в неделю взрослые общаются с детьми, как говорится, на...


Книга для Вашего ребенка

Сегодня начитанных ребятишек встретишь нечасто. Возможно, вас возмутит такое мое заявление с первых строк статьи. И все же осмелюсь заявить еще раз: среди сегодняшних ребятишек чтения книг редко...


Болеем душой и телом, потому что не знаем как уберечь себя и помочь ближнем ...
По принципу «Моя хата с краю - ничего не знаю» жить удобно, но небезопасно. Немало людей так и живет, считая, что не коснутся их беды и невзгоды, болезни и нищета. А тех людей, которые п ...

Как лечить артроз суставов и избавиться от хруста в коленях
Артроз - одно из самых распространенных заболеваний суставов. Артроз (или остеоартроз) - это преждевременный износ межсуставного хряща. Как правильно лечить и предотвращать эту болезнь? Остеоартроз ил ...

Если куришь, ешь редиску
Ученые доказали, что редиска способна противодействовать развитию онкологических процессов в кишечнике и легких. Этот неприметный овощ действительности имеет колоссальные возможности. Будучи «мл ...

Как себя вести в конфликтной ситуации
О конфликте говорят тогда, когда противоречие между людьми начинает осознаваться и требует решения. Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.Конфликт - это осознан ...

Цвет в интерьере вашего дома
Чем старше пара, тем мягче должны быть тона в ее оформлении. Спальню небольшого размера оформляют с помощью нюансов, а не контрастов. Экспериментальный вариант - сочетание темных или ярких контрастн ...

Отзывы (1)  Распечатать
Написал: Татьяна  цитировать
Спасибо большое! Для меня эта информация очень актуальна и важна.
   
 
Добавление комментария