Какие есть сказки. Что и когда уместно читать детям

Вся жизнь человека обусловлено ритмами. Первые семь лет ребенок растет, поэтому задача взрослых - создать условия для его гармоничного и здорового развития. Помочь расти не только физически, но и морально могут сказки. Они помогают понять разницу между добром и злом, учат красоте добрым поступкам.

Сказки о животных

Сказки о животных (басни) являются едва ли не древнейшей формой сказок. Значительная часть сюжетов происходит еще с первобытных времен, от тотемических мифов, которые связывали происхождение того или иного человеческого сообщества до животного-тотема, который был покровителем рода и воплощал душу умершего предка.

Не вызывала сомнения и возможность реинкарнации - перевоплощения из человеческого облика в животную, что происходило после смерти человека.

Характерной чертой таких сюжетов является хитрость и выходка, непосредственно связанные с трикстерским началом (трикстер - смеховой двойник культурного героя) в мифологии. Вместе преимущество непременно предоставляется невзрачном, часто слабому (однако сообразительному) персонажу, который побеждает благодаря своему уму.

И если на начальных стадиях развития животного эпоса его произведения могли выполнять магическую функцию, то впоследствии на первый план все заметнее выходит дидактическая и эстетическая функции.

Сказка все чаще стала исполнять роль социальной сатиры, учила различать добро и зло. Это происходило одновременно с изменениями в характере бытования сказки и в кругу ее носителей - из взрослой аудитории сказка почти полностью перешла в детскую.

Традиционные герои сказок о животных - лис, волк, медведь, заяц, собака, кот, петух - являются выразителями определенного социально-психологического типа. Так, лис - это аллегорическое воплощение хитрости, коварства, волк - ограниченности, безалаберности, медведь - вайлуватости и слабоумия, а заяц - трусости.

Однако распределение это условно, может отвечать реальным чертам животных или же противоречить правде. Поэтому при восприятии или изучении сказки важно учитывать, к эпосу какого народа она принадлежит. Ведь известно, что в сказках других народов, например, животными-символами хитрости является крыса, койот, кролик и т.д..

Лиса и журавльПоэтика сказок о животных имеет ряд определяющих черт. У них, скажем, широко используется кумулятивный принцип композиции, как, в частности, в известной сказке о курочке-Рябе.

Полесская традиция сохранила и поныне эту сказку в ее развесистой, почти забытой всеми форме, где эпизод с разбитым яйцом неоднократно перерассказан одним персонажем другому, каждый раз подчеркивая и подчеркивая трагизм изображаемой ситуации.

Таким образом, известная всем коротенькая сказочка бытует в виде сказа, события которой захватывают все больше и больше круг персонажей.

Значительная часть сказок о животных имеет диалогическое строение. Это дает рассказчикам возможность драматизировать повествование. Мастерские исполнители жестикулируют, изменяют интонацию и тембр, имитируя голоса разных животных, а иногда и поют.

Именно такой вариант сказки о котика и петушка с песенной вставкой удалось зафиксировать Леси Украинки. Наличие песенных вставок в сказках заслуживает особого внимания, поскольку является чертой архаичной поэтики, а следовательно свидетельствует об их древнем происхождении. Потеряв мифологическое и магическое значение песни приобрели эстетической функции, превратились в изысканное украшение сказок.

Особенности художественного мира фантастических сказок также в значительной степени обязаны чертам мифологического мышления. Их герои - обычные или наделенные неестественной силой люди, которым противостоят Баба Яга, Змей и другие мнимые персонажи, является персонифицированным злом.

Победа добра над этим злом является эстетичным законом сказки. Она достигается не только усилиями героя, но и благодаря чудесной помощи извне - благодарные животные-помощники выполняют за героя непосильные для человека задания, приходят ему на помощь в трудный час.

Персонажи сказки часто пользуются волшебными предметами и средствами: бросают позади гребень или щетку, чтобы создать препятствие и убежать от преследователя; с помощью чудесного полотенца строят мост через море подобное.

Сказка про феюПоложительным героем сказки основном оказывается третий сын, который сначала изображается как дурачок, не достоин доброго слова. Такой выбор не случаен - он обусловлен симпатией народа к униженного и оскорбленного, чья победа в сказке всегда связана с победой добра над злом.

Мифологические представления, анимистические и тотемические верования, культ умерших и другие черты первобытного мировоззрения, которые с течением времени теряли свою актуальность, постепенно становились источником сказочной фантастики.

Волшебные сказки

Волшебные сказки имеют особую стилистическую форму, что отличает их от сказок о животных и бытовых. Им свойственны вступительные, заключительные и срединные формулы, типичные выражения сказочника или героев, а также многочисленные повторы, которые являются характерной чертой фольклорного стиля.

Они подчеркивают художественно-эстетическое содержание сказки (например, подчеркивают богатырскую силу героя, его выносливость) или же замедляют действие или предоставляют ей максимального напряжения. Время и пространство фантастической сказки также особые. Нередко это сказывается уже во вступительной формуле, которая переносит нас в сказочный мир.

Среди немногочисленных записей фантастических сказок Полесья, в отличие от других регионов Украины, редко случаются произведения с пространным вступлением, что настраивает слушателя на восприятие сказочных событий, как то: «Было это в семьдесят седьмым государством, за стеклянными горами, за молочными реками».

В основном такая вступительная формула упрощается: «В некотором царстве, в некотором государства...». Финальные же формулы сказки (часто они имеют отчетливую ироническую окраску) будто возвращают слушателя к реальному миру, является своеобразным сигналом, отмечает конец сказа с ее необычными событиями: «И я там был, мед-пиво пил; по бороде текло, а на душе не было. И там весьма большие люди: а я влез в дом, а они меня не видят. Стали они заметать дом, и меня замели, и вбросили в мусор, и напихали тем мусором пушку, и меня впихнули туда, и как стрельнули, дак я аж сюда залетел».

Советы родителям

Белоснежка и семь гномовДети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-Дереза»).

Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут - потянут - вытянуть не могут»).

Сказки для детей после 6-7 лет лучше подбирать про волшебство, они их просто обожают. Такие сказки дают ребенку информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни.

В возрасте 6-12 лет многие дети любят сказки-страшилки.

Слушая, пересказывая, сочиняя их, ребенок освобождается от состояния тревожности и реальных детских страхов. В этом случае, с психологической точки зрения, происходит самотерапия, сублимация.

Сказка - удивительное явление в человеческой жизни. И крайне необходимо. Иначе она не выжила бы в течение сотен и сотен веков - ведь природа достаточно быстро убирает все лишнее - то, что мешает развитию всего человечества в целом.

А сказка, которая зародилась тогда, когда род человеческий только осознал себя и научился говорить, жива и поныне! Не так важно - расскажете вы маленькую сказочку на ночь, или часть большой.

Для ребенка ценный тот факт, что сказка «происходит». И заканчивайте волшебную историю на «самом интересном». Сказки можно читать. Сказки можно рассказывать. В любом случае - ребенок будет сосредоточен на сказке и на своем чувстве защищенности с вашей стороны. Скоро ваш ребенок вырастет и, конечно, перестанет просить рассказать ему сказку - всему свое время.

Но если эти годы вы были внимательны к его просьбам, если книга, а также фантазия были вашими лучшими друзьями, то в его памяти вы навсегда останетесь мамой, которая когда-то читала ему сказки. Мамой-волшебницей...


Готовимся к родам заранее. Специальная гимнастика для беременных

Во время беременности будущие мамы должны уделять большое внимание своему здоровью, ведь от этого зависит и здоровье малыша. Конечно, все знают что нужно отказаться от некоторой пищи и дурных...


Как похудеть после беременности и родов?

Послеродовое время - особый период для женщины. Так много изменений происходит в его жизни! Эти изменения коснутся и ее тела. Многие специалисты считают, что в режиме или без режима, но женщина все...


Ответы на вопросы будущего папы

Всем известно, что беременность - особое состояние, и с женщиной в таком состоянии происходят особые вещи. А вот что происходит в это время с ее мужем - мало кого волнует, и вообще эта тема часто...


Суеверий не боюсь! Как избавиться страхов во время беременности

То-ли под влиянием гормонов, то-ли от необычности своего «интересного» положения многие женщины во время беременности становятся чрезвычайно встревоженными и суеверными. Даже те, кто...


Приметы и суеверия для беременных. Что нельзя делать беременным и почему нельзя ходить на кладбище, поднимать руки и пить кофе, гладить кошек и сидеть нога на ногу, стричься.

Издавна существовало множество поверий и суеверий, связанных с беременными: что и где стоит им делать, чтобы ребенок родился здоровым и счастливым. Верить в них или нет - дело каждого. Но узнать о...


Ответственность родителей за воспитание ребенка

В последнее время я стала за собой все чаще и чаще замечать те черты, которые прежде мне не нравились в других людях. Сейчас я вдруг попадаю в ситуации, что уже были в моей жизни - в детстве. Тогда...


Сказки и рассказы для детей

Запомнил на всю жизнь, как я фотографировался с Дедом Морозом и Снегурочкой. Поставили меня, маленького, на стульчик, навели объектив. А я Снегурочку за руку взял и прижался к ней. И все дальше от...


Лидерские качества или как воспитать лидера

В последнее время популярно стало говорить о лидере и лидерстве. Однако, что это такое на самом деле, не каждый может сказать. Какие качества присущи лидеру, а какие нет? Как «найти»...


Запретные темы или расскажите детям о...

Когда ребенок впервые начинает проявлять интерес к тому, что является сугубо взрослыми темами, практически все родители начинают испытывать трудности: как именно разъяснить сыну или дочке такие...


Не ругайте детей за плохой почерк

Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они...


Магические знаки. Амулеты. Талисманы
Магические знаки. Амулеты. Талисманы. Предметы и символы, наполненные удивительной силой, издавна используются людьми в магических и религиозных действах. Чтобы оградить себя от страхов, поднять урове ...

Лечебно-профилактические кондитерские изделия
Лечебно-профилактические изделия включают эвкалиптовое, анисовое, ментоловую масло, ментол, которые успокаивающе действуют при кашле и неврологической болезни, улучшают выделение мокроты.Карамель Ан ...

Использование энергии пирамид
Пирамида, если она будет ориентирована гранями по сторонам света, превращается в аккумулятор космической энергии (хрональный аккумулятор). Согласно гипотезе белорусского ученого А. И. Вэника, хрональн ...

Первая зелень или что у нас на столе
Сегодня рацион городского человека уже не зависит от времени года, но как все таки приятный приход весны: самых душистых тепличных огурчиков, сочной грунтовой зелени, а также майского редиса. И это ...

Оздоровительное воздействие колокольного звона
Интересным является лечебное воздействие колокольного звона. Группа исследователей под руководством русского ученого Ф. Ш. Шипулнова изучала природу влияния церковного колокола. Они выяснили, что коло ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария