Вступительные тестирования в школу разрушают психику детей

Дочке моей подруги - сообразительной и любознательной Софийке - только исполнилось 6 лет. Собственно, как и большинство детей ее возраста, она через две недели станет школьницей. Это - радостное событие для семьи, однако ей предшествовали многомесячная переживания родителей.

Сначала выбирали учебное заведение - чтобы был престижным, потом - учительницу, чтобы была хорошей. Затем вся семья долго отходила от стресса после собеседования с гимназическим психологом. До этого своеобразного экзамена ребенка тщательно готовила сама мама, как могла. И какой девочка с полным успехом провалила, не ответив на вопросы типа: "Какие ты знаешь фазы луны?".

Уже через 15 минут подобных вопросов ребенок замкнулся в себе и перестал совсем реагировать на "тетю", а с мамой, которая сидела рядом, чуть не случился нервный срыв, когда психолог вынесла свой вердикт - ребенок плохо развит, к тому же, и читает в свои 5 лет (собеседование проходило в январе) медленно.

В конце концов все закончилось хорошо. Ребенка зачислили в заветной гимназии. О неприятном визите гимназического психолога попытались побыстрее забыть. Но кто сможет спрогнозировать, какой отпечаток оставил 45 минутный "допрос"? Об этом наш разговор с руководителем Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии, психотерапевтом Евгением Воронковым.

- Сейчас, для того, чтобы ребенок попал в первый класс более или менее престижной школы или гимназии, она должна пройти комиссию по меньшей мере четырех человек. Среди педагогов есть психолог. Он задает логические задачи, которые иногда не под силу решить взрослым. Вы считаете обязательным присутствие психолога на тестировании и вообще, насколько нужное и важное решение подобных логических задач для будущего школьника?

- Я не знаком с содержанием тестов и с составом комиссии. Ребенок не обязан уметь писать, не обязана уметь читать. Абсолютно. Она идет в школу учиться. Ребенок - как белый лист бумаги. У нее есть некий набор общеобразовательных знаний, необходимых в семилетнем или шестилетнем возрасте.

Если родители научили его алфавиту, чтению, писанию, то, в общем, ничего принципиально важного они не сделали. Он, так или иначе, научится и читать, и писать. Только свое время. Вместо того, чтобы учиться общаться с детьми, быть коммуникабельным, достаточно открытым и свободным в своих проявлениях (то, что действительно важно для человека) - все это подменяется знаниями, причем условными знаниями. Ведь они все равно начнут выполнять программу с нуля. Так, со знанием чтения и письма ребенку будет легче, но ей будет скучно.

Ребенок, по существу, на вопрос психологического характера может отвечать как угодно, так, как он считает нужным. Личность психолога должна быть больше для поддержки, снимать напряжение, подбадривать, а не вызвать состояние фрустрации (растерянности), крах ожиданий и надежд. Что может оценить психолог в ребенке?

Насколько соответствует интеллект ребенка возрасту или в целом ее когнитивные функции (память, внимание). Он может заподозрить какие-то отклонения. Но не в его праве сказать: "Этого ребенка брать, а этого не брать". Если в гимназии есть такой конкурс, то кроме детских страхов и неврозов он ни к чему не приведет. Не дело детей вступать в какую-либо нездоровую конкуренцию на этапе 6-7 лет. Это родительские предрассудки - какой должен быть ребенок с 1-го класса. Есть такое понятие как перфектноссть - стремление к достижению максимального результата любыми средствами.

Если, допустим, не в гимназию такую-то или не в лицей такой-то, то с этим нельзя смириться. Это родители не могут смириться. Ребенку, по большому счету, все равно - гимназия, школа, лицей. Стремление родителей дать образование еще не означает, что это образование ребенок возьмет. Стремление причинить ребенку пользу и быть ласковыми, очень характерно для родителей, - это выражение их тревоги за его будущее. Собеседование психолога больше нужно родителям, чем шестилетнему ребенку.

Вступительное тестирование в школу- Евгений Георгиевич, как правильно родителям подготовить будущего первоклассника к прохождению школьной комиссии? Ведь очень часто возникают ситуации, когда при тестировании ребенок теряется, замолкает или плачет.

- Лучше всего родителям занимать позицию поддержки и ободрение. Не в смысле давай-давай, учи-учи, готовь все на пятерку, и если не сдашь - не попадешь куда-то там. Позицию толерантную, т.е. терпимую к неудаче. Если у ребенка есть выбор - выиграть или проиграть, у него психологический комфорт будет значительно выше, и он сможет реализовать те знания, которые у него есть, без напряжения. Здесь важна роль родительской позиции.

Очень часто родители перегружают ребенка ответственностью в том возрасте, когда та мера ответственности, которая на него возлагается, становится непосильной. И тогда возникают какие-то невротические реакции, заторможенность. Ребенок не может что-то вспомнить, сосредоточиться, ведь он сосредоточен на своем напряжении, на том, что он-то должен. На самом деле, он никому ничего не должен.

Нужно настраивать ребенка так, что тестирование - это привычная процедура, которую нужно пройти, но не придавать ей какого-то глобального значения. Ну не попадет в шесть лет - попадет в семь. Может ему рано. Нагнетание обстановки является фактором, разрушающим способности ребенка в данном случае концентрировать внимание и эффективно реализовываться в выполнении этих задач.

- На вступительном собеседовании в одной из гимназий ребенку задали задачу: "У трех братьев по одной сестре. Сколько детей у родителей?" Ребенок ответил неправильно. В заключении психолог написал: "Преобладают игровые функции". А какие функции должны преобладать у шестилетнего ребенка и как важно их значение?

- Они вообще никакого значения не должны иметь. Ребенок не обязан, идя в школу, там ориентироваться в родственных связях и количестве братьев и сестер. Он даже вообще может не уметь считать до сих пор, только по пальцам перебирать. Он идет в школу, для того, чтобы этому всему научиться. Это, прежде всего, негуманное отношение к ребенку.

Я считаю, что тестирование как таковое - это формальность, которая, наверное, не нужна ни детям, ни родителям, ни педагогам. Это - игра в качество. Делаем вид, что мы подходим к отбору первоклассников серьезно. Но это не гуманно. Начинаем втягивать их в соперничество родителей.

- Как подобные тестирования влияют на психику ребенка и целесообразно ли их проведение?

Тесты для будущих школьников- Тестирование разрушают детскую психику. Ребенку вполне достаточно собеседования. Поговорить с ней, посмотреть, как она идет на контакт. Школа - это прежде всего место, где культивируется гуманизм и должно преобладать побуждение интереса ребенка. Именно побуждение интереса к получению знаний, а не впихування, "насильственное кормление" этими знаниями. Если ребенка заставлять что-то делать, надо понимать, что у нее всегда очень много протестных проявлений. Если заставлять, она будет стремиться уклониться, сделать что-то наоборот. Когда идет подавление, а не сотрудничество, тогда ребенок растет не очень счастливой, деформированной.

- А в каком возрасте все же лучше отдавать ребенка в школу - 6 или 7 лет? Или это сугубо индивидуальный подход?

- На Западе тогда отдают ребенка в школу, когда она левой рукой может достать правое ухо. Вот так, через голову. Может это сделать - значит, физически она уже развита. Это проще всего. А вообще лучше включить интуицию и посмотреть, что в 6 лет школьное образование, по большому счету, никому не нужна. При советской системе дети приходили в школу в 7 лет. И была развита наука, производство, выигрывали международные олимпиады. И сейчас те дети, кто пошел в семилетнем возрасте в школу, и здесь и на Западе являются вполне успешными людьми. Допустим, ребенок пойдет в 6 лет в школу, она ее на год раньше закончит. Ну и что? Это абсолютно не имеет никакого значения в будущем. Она все равно свою жизнь проживет так же. Разумнее и счастливее он точно не будет.

- Сколько оптимально должен длиться урок у первоклассников, ведь психика ребенка не способна в течение длительного времени усваивать новую информацию?

- Важна не продолжительность. Дети могут и два часа заниматься любимым делом и никуда не отвлекаться. Другое дело - как в процессе урока распределить эту информацию, разделить на загальноинформацийну часть, игровую, разгрузочную. Урок предполагает взаимное общение. А не "сидите так ручка на ручку и не мешайте учителю". Конечно, они тогда звереют через 20 минут. У них же сгустки энергии. И когда их заставляют быть хорошими мальчиками или девочками - это пренебрежение реальностью. Ведь на самом деле дети более активны, чем им предлагают быть на уроках. Если педагог не менее прогрессивной направленности, то он может с детьми увлеченно разговаривать, интересоваться их мнением, включать какие-то игровые формы, что делает урок достаточно интересным и привлекательным. Но для этого нужен талант, способности педагога.

- Как должны поддерживать первоклассника родители и учителя?

- Желательно, чтобы родители готовили детей к школе не столько путем натаскивания их знаниями, обучению английского языка, например. Когда ребенку будет нужно - он ​​изучит - в 15, 16 или 17. Возможно, у меня либеральная позиция, но я это знаю с 25-летнего опыта.

Тестирование дошкольниковПринуждение к чему-либо и подавления реальных возможностей, реального интереса в рамках программы не приводит к улучшению знаний. А если и приводит, то за это каким-то образом придется платить, и платить серьезно итоге. Поэтому, со стороны родителей наиболее разумно будет готовить ребенка, обеспечивая его психологическую безопасность.

 Готовить с помощью поддержки, похвалы, поощрения. Лучше не заметить неудачу, чем не похвалить успех. Существуют какие-то вещи, которые связаны с успехами детей в дошкольном или школьном этапе, их обязательно надо замечать, отмечать. Не нужно увязать в сравнениях - один мальчик хороший, а ты плохой. Тогда самооценка у ребенка сразу упадет. Она подумает, что есть иначе, нехорошей.

Как правило, детей сравнивают, детей наказывают. Наказывают за то, что сказал правду. Ребенок сказал правду, получившей двойку, например, за то, что разбила окно, подралась с приятелем. Вместо того, чтобы вступить в диалог, узнать, что там за двойка, что за события ей предшествовавшие, родители прибегают к наказанию. А уже в следующий раз ребенок эту правду просто скроет и контакт будет нарушен.

Необходимо найти правильный баланс между наказанием и поддержкой, в сторону поддержки, конечно. Нельзя только наказывать детей, хотя есть такие "карающие" родители. От своей бесчувственности, жестокости или просто потому, что отца его отец тоже бил, и он вырос успешным и теперь считает, что за одного битого двух небитых дают. А вот если бы его отец не бил, его жизнь сложилась бы еще лучше (смеется).

Часто бывают такие ситуации: "У меня в семье было так, значит я в своей сделаю так же." Или диаметрально противоположно: "Меня отец бил - я своих детей" залюблю ". И тогда уже не находится места свободе этого ребенка. Возникает гиперопека - или потакая, когда все дозволено, или доминирующая, когда все под колпаком. Тогда из появляются состояния слияния родителей и ребенка. Характерные обороты таких родителей: "мы ходили на горшок", "мы пошли в школу", "мы изучаем уроки", затем "мы ходим в институт", "мы женимся" и в 25 лет вырастают полные социальные импотенты , которые даже не знают, как, например, заплатить за квартиру.

Лучшее, что мы можем сделать для своих близких и детей, в частности, - это ничего для них не делать, а позволять им делать самим. Тогда они приобретают навыки социальной состоятельности. Помогать можно, но не подменять.


Левша или правша - третьего не бывает

Считается, что человек приходит в этот мир одинаково хорошо владея обеими руками. Но, вырастая, одни из нас становятся левшами, а другие правшами. Почему? Причина этого - особенность...


Введение прикорма и искусственное вскармливание. Все про питание малышей

Кормить ребенка грудью желательно как можно дольше - до годовалого возраста, а если есть возможность и старше года. Уникальные биологические свойства вашего молока полезны малышам и этого возраста....


Не ругайте детей за плохой почерк

Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они...


Запретные темы или расскажите детям о...

Когда ребенок впервые начинает проявлять интерес к тому, что является сугубо взрослыми темами, практически все родители начинают испытывать трудности: как именно разъяснить сыну или дочке такие...


Лидерские качества или как воспитать лидера

В последнее время популярно стало говорить о лидере и лидерстве. Однако, что это такое на самом деле, не каждый может сказать. Какие качества присущи лидеру, а какие нет? Как «найти»...


Уделите ребенку внимание

Психологи бьют тревогу: в настоящее время родители все меньше внимания уделяют своим сыновьям и дочерям. По статистике, лишь 25 минут в неделю взрослые общаются с детьми, как говорится, на...


Книга для Вашего ребенка

Сегодня начитанных ребятишек встретишь нечасто. Возможно, вас возмутит такое мое заявление с первых строк статьи. И все же осмелюсь заявить еще раз: среди сегодняшних ребятишек чтения книг редко...


Обучающие игрушки для детей или как я с сыном игрушку обучала

Каждая мама желает видеть в собственном ребенке талантливую личность, мечтает о его успешном обучении и счастливом будущем. Я по специальности учитель и после рождения собственных детей была...


Если ребенка держат на руках

Если ребенка держат на руках, то он бесконечно счастлив, если нет, то он переживает состояние тоски и печали. На руках ребенок чувствует, что все так, как должно быть. Жан Ледлофф, "Как вырастить...


Организация нового года для детей

Первыми о приближении Нового года оповещают празднично украшенные витрины магазинов и универмагов. С этого и начинаются ежегодные муки всех родителей - что подарить своему малышу в этот раз, чем...


Молодая и сияющая кожа лица: супер маски в домашних условиях
Весной хочется не только немного похудеть, обновить гардероб, изменить прическу, но и иметь блестящий вид. Уход за лицом, особенно после зимы с ее перепадами температур, ветрами, холодом, нехваткой ви ...

Шикарная свадьба в Праге
Сердце Европы — Прага, предмет вожделения многих молодожёнов. Она относится к одному из тех самых мест, где действительно можно прочувствовать всю благоухающую атмосферу изысканности, великоле ...

Христианские таинства и христианский культ
Важнейшие элементы христианской обрядности называют таинствами. Таинства - обрядовые действия в христианстве, через которые, по учению церкви, верующим передается благодать Божия. Они являются своеоб ...

Как не надо целоваться. Курьезные случаи
Поцелуй является выражением ваших чувств, пылкости, страсти. Многие считают, что целоваться – это довольно романтично. Однако есть некоторые любители поцелуев, которые так стараются, что, как ...

Первый танец молодых на свадьбе: видео и рекомендации
Эта статья посвящена молодоженам которые решили связать свои узы браком и выбирают свой первый свадебный танец. Танец- это твой пульс, твоё сердцебиение, твоё дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выра ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария