Формирование личности детей младшего возраста. Кризис 3-х лет

Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает игрушку, анализируя ее.

К концу 3-х лет появляется способность к первым обобщениям - на основе отдельных, наиболее заметных признаков, часто несущественных. Например словом "ля" ребенок называет радиоприемник, телевизор, пианино и каждого, кто поет.

Личностное развитие ребенка этого возраста происходит на основе той системы мотивации, которая сложилась в соответствии с социальной ситуацией развития. По свидетельству А. О. Реана, систему мотивации ребенка определяют ведущие личностные потребности:

Базовые личностные потребности дошкольника по Реан:

 - потребность в безопастности и поддержке;
 
 - потребность в общении;

 - потребность в впечатлениях;

 - потребность в признании;

 - потребность в достижениях;

 - потребность в любви и эмоциональной привязанности.

Заметные изменения происходят на протяжении раннего возраста в эмоциональной сфере ребенка. Они обусловлены расширением общения ребенка с людьми, овладением языковыми средствами и развитием самостоятельности ребенка.

В эмоциях ребенка постепенно ослабляется элемент невольного подражания, они все больше соответствуют действиям и состоянию ребенка. Значительно шире становится сфера стимулов, вызывающих эмоции ребенка, скорее налаживается позитивный контакт с другими детьми - так называемый игровой эмоциональный контакт. Дети уже могут проявлять сочувствие, жалость к другому при стимуляции взрослого.

В зависимости от особенностй воспитания з-х летнего ребенка взрослыми, у него развиваются социальные эмоции, появляется эмпатия к другим людям. Важную роль в развитии эмоций дошкольника играют слова-оценки взрослых, они формируют будущую самооценку ребенка.

А мне уже 3-и годикаПрослушивание сказок, стихов и рассказов активизирует переживание малышом интеллектуальных эмоций. Дети этого возраста переживают и негативные эмоции - гнев, страх, обиду, стыд и т.п.. От атмосферы, царящей в семье, зависит эмоциональное здоровье самого ребенка, зарождение его самооценки. Имеют место и нарушения эмоционального развития дошкольников, такие как эмоциональная холодность и доминирование негативных эмоций.

Дети трех лет уже способны даже сдерживать свои непосредственные эмоции под влиянием взрослого. Между тем появляется более или менее устойчивое отношение к определенным людям из близкого окружения ребенка. Параллельно формируется самолюбие, что сначала выражается в переживании гордости за собственные достижения, положительно оцениваемые взрослыми.

Затем возникает и закрепляется эмоция стыда, когда ребенок переживает по поводу возможной потери положительного мнения о себе со стороны взрослых, оценкой которых он дорожит. Однако слишком частое неадекватное стимулирование взрослыми стыда у ребенка может заложить в нем комплекс неполноценности.

По мнению Н.Н. Аксарина, наиболее характерными причинами эмоциональных нарушений детей раннего возраста являются:

  •  Нарушение обычного стереотипа поведения ребенка (переезд, смена воспитателя)
  •  Неправильное построение режима дня ребенка, которое вызывает нервное переутомление
  •  Неправильные воспитательные приемы (запугивание ребенка и т.п)
  •  Отсутствие необходимых условий длядеятельности ребенка (скудная активность, дефицит впечатлений)
  •  Формирование односторонней эмоциональной привязанности (связь исключительно с матерью)
  •  противоречивые отношения и требования взрослых к ребенку.

Не следует переоценивать способность к контролю поведения ребенком этого возраста, которая еще только формируется и зависит от последовательности воспитательного воздействия взрослых.

В раннем возрасте ребенок достигает заметных успехов в формировании произвольности своих действий. Выполняя все больше постепенно усложняющихся действий с предметами, малыши упражняются в координации движений. Повторение действий взрослого развивает подчиненность действий целям. Овладевая активной речью, ребенок дальше и сам определяет цель своих действий соответствующим словом - такое действие становится осознаваемым. Выполняя действия, малыш учится преодолевать трудности, поведение становится все более контролируемым, менее импульсивным.

Кризис 3-х летОбщаясь со взрослым или играя с ровесниками, дошкольник локализует свои телесные и психические состояния в самом себе, отделяя "Я" от "не Я". Вследствие этого постепенно складывается представления о себе, возникают зачатки самосознания, которое проявляется в том, что в этом возрасте ребенок уже хорошо узнает себя в зеркале, на фото. Вместо высказываний о себе в третьем лице и словно со стороны, он все чаще употребляет местоимение "Я". Эти изменения свидетельствуют о появлении психического новообразования возраста - самовосприятия.

В конце третьего года жизни малыш нередко заявляет "Я сам!" в тех случаях, когда взрослые делают за него то, что он уже может сделать самостоятельно. Так проявляется детский рост тенденции к самостоятельности, к значительно более широкому участию ребенка в деятельности взрослых, которые вступают в противоречие с его реальными возможностями и стереотипным отношением взрослых. Эта ситуация становится основой для переживания ребенком кризиса 3-х лет.

У малыша появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип взаимоотношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Родители начинают испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, привычными проявлениями поведения которого становятся упрямство, негативизм - отказ выполнять указания взрослого или противоположные действия, капризность, раздражительность, обесценивание малышом старых норм поведения. Такое поведение ребенка носит избирательный характер - касается только взрослых, которые "посягают" на его свободу.

Важен выбор правильной позиции взрослыми, так как их абсолютное настаивание на своем может вызвать невротическое состояние ребенка, запугать его, сломать ростки свободы, а потакание прихотям малыша - развратить его. Кризис трех лет - явление важное, но переходное, стремление к самостоятельности, взрослости  в дальнейшем реализуется в игре ребенка.

Исследовательница кризиса 3-х лет Эльза Келер выделила 7 его типичных характеристик:

  •      Негативизм,
  •      Капризность,
  •      Гонорливисть,
  •      Своеволие,
  •      Обесценивание,
  •      Протест-бунт,
  •      Деспотизм.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек". Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения...


Игровая деятельность - ведущая для детей дошкольного возраста

Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она...


До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они...


Мой ребенок слишком агрессивный

Откровенные разговоры психолога с родителями: У меня очень агрессивный ребенок, я не знаю что с ним делать, «Мой сын дерется и кусается», «Моя дочь неуправляемая,...


Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью

Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....


За что я люблю Гарри Поттера - отзыв о книге от родителей

Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...


Скандинавская гимназия в Киеве. Отзывы

Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...


Воспитание милосердия у детей. Статья о милосердии

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...


Правила воспитания детей

Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки,...


Этнопедагогика в воспитании

Мудрость народа в области воспитания постепенно сформировалась в понятие "народная педагогика". В чем же ее суть? "Народной называют ту педагогику, которую создал народ, - писал украинский...


Подготовка к свадьбе: примерный список дел и мероприятий
Для каждой влюблённой пары наступает такой момент, когда они решают связать свои отношения официальным браком. Свадьба это довольно хлопотное мероприятие.  К нему следует готовиться заранее, чтоб ...

Какой характер скрывает губная помада
Заостренная, ровная или закругленная, она может рассказать много интересного о своей владелице. Хотите узнать о себе что-то новенькое, скорей доставайте свою губную помаду. Закругленная форма - вы спо ...

Эстетическое воспитание девочек в семье
«Первый ребенок - последняя кукла», - провозглашает народная мудрость. А если этот ребенок - девочка, да еще хорошенькая, то просто нет сил оторваться от такой интересной игры. Уютная ко ...

Всей семьей мы играем... в прятки!
По данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта относительный показатель количества бездомных детей уменьшился на два процента. Все чаще бездетные семьи решаются на усыновление. Супруги М ...

Машина для семьи: как не ошибиться с выбором?
Вы примерный семьянин и любящий отец, и вдруг перед вами встала дилемма, какой автомобиль приобрести для своей семьи. Сначала советую обдумать, каким именно вам хотелось видеть стального «коня&r ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария