Правила воспитания детей

Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки, чувства и стремления". Авторитет (лат. auctoritas - власть, влияние) - это общепризнанное влияние, которое оказывает на убеждения и поведение людей определенное лицо, социальная группа или институт благодаря их особенностям и заслугам.

А.С. Макаренко делал значительный акцент на роль и место авторитета в воспитании детей родителями в семье. Так как дети еще не имеют должной социальной практики и опыту, возникает активный процесс его наследования, и проявления авторитета матери и отца которые могут отрицательно или положительно влиять на приобретение детьми социального опыта. Выделяют два вида авторитета: истинный (настоящий) и фальшивый. Истинный авторитет отражает следующие особенности поведения родителей:

• авторитет любви к детям, способность творить духовное тепло, радость. "Труд любви, - писал В. А. Сухомлинский, - это и есть сознательное стремление к тому, чтобы в детях утвердить самого себя, продолжить в них свое духовное богатство. Если вы по-настоящему любите своих детей, если преданные и верные им, ваша любовь к жене с годами не только не ослабевает, но становится более глубокой и единственной. Любовь - нежное, хрупкое, капризное дитя. Продолжать себя в своих детях - это значит быть в любви";

• авторитет знания подразумевает осведомленность родителей с особенностями социально-психического и  физического развития ребенка, его повседневными успехами и трудностями в обучении, знание интересов и предпочтений, круга товарищей и друзей;

• авторитет помощи должен проявляться не в исполнении за ребенка его обязанностей в сфере труда, учебы, а в правильной рекомендации и совете: как наиболее правильно выполнить то или иное задание, в создании благоприятных условий для преодоления трудностей. Так как только в самостоятельной упорной деятельности происходит активное развитие личности. Выполнение за ребенка его обязанностей ослабляет, обедняет личность;

• авторитет требовательности заключается в достаточном и объективном контроле матери и отца за ответственное выполнение дочерью или сыном своих обязанностей, поручений в различных областях деятельности. Если это делается регулярно, у детей постепенно вырабатываются привычки ответственности за выполнение обязанностей и поручений;

• авторитет истины строится на общечеловеческой нравственной норме - "не лги". Только правда в отношениях отца с матерью, с детьми, другими членами семьи выше ценится детьми. Лжи скрыть нельзя. Рано или поздно ложь станет очевидной, и причинит ребенку разочарование и страдания в тех, кто сказал неправду;

Правила воспитания детей• авторитет уважения основывается на гуманистической сущности воспитания. Маленький ребенок - это не только биологическое существо, а человек, личность. Она находится в состоянии активного развития, вступает во взаимоотношения с другими людьми (старшими, младшими), совершает ошибки, у него еще мало социальных знаний и опыта. Но етей необходимо уважать как самую большую ценность: она - Человек.

Вместе с проявлениями истинного авторитета в поведении родителей часто встречаются проявления, по словам А.С. Макаренко, так называемого ложного авторитета: авторитет фальшивой, ложной любви, авторитет расстояния между родителями и детьми, авторитет чванства, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет безмерной доброты и вседозволенности, авторитет фальшивой дружбы, взаимоотношений "на короткую ногу", авторитет подкупа, авторитет подавления, деспотичной реакции на любые отклонения ребенка от нормы поведения.

Родители, которые стремятся овладеть педагогической культурой, должны регулярно анализировать свои действия, максимально критично относиться к проявлениям фальшивого авторитета и вытеснять их из собственного поведения.

Правила воспитания детей

• люби своего ребенка; радуйся ему, воспринимай его таким, какой он есть, не обижай, не унижай, не нарушай его уверенности в себе, не подвергай его несправедливом наказанию, не отказывай ему в твоем доверии, дай ему повод любить тебя;
• постоянно прибегай к похвале ребенка за его правильные поступки. Этим ты побуждаешь ее к действию;
• оберегай своего ребенка от негативных физических и моральных воздействий;
• создавай в семье моральный уют. Пусть семейный очаг будет источником спокойствия, радости, уважения, справедливости и защищенности;
• будь для своего ребенка образцом поведения, добропорядочности;
• поддерживай искренние родственные связи с бабушками и дедушками, другими родственниками, друзьями;
• не забывай, что дети любят играть. Находи время для организации интересных игр с ними;
• привлекай ребенка к посильному труду вместе со взрослыми;
• создавай условия, чтобы ребенок приобретал жизненный опыт, преодолевал трудности;
• жди от ребенка только таких мнений, суждений и оценок, на которые он способна в зависимости от уровня развития, социального опыта;
• приучай ребенка к толерантности, культуре общения с ровесниками, старшими и младшими;
• привлекай ребенка как полноценного члена семейного коллектива к решению бытовых проблем, возникающих в семье;
• не выполняй за ребенка тех задач, с которыми он может справиться самостоятельно;
• добивайся, чтобы требования к ребенку были одинаковы от всех членов семьи;
• упорно работай над формированием у ребенка чувства гуманизма и милосердия в отношении к людям, природной среде;
• постоянно привлекай ребенка к различным видам деятельности.

Воспитательная беседаЗначение семьи в воспитании детей

В чем смысл жизни человека? Такой вопрос мы нередко ставим перед собой на разных этапах своей жизни. И ищем ответ: чтобы получить образование, иметь свой дом, жениться, получить желаемую профессию и др.. Это так. Но это не ответ на основной вопрос. Смысл жизни человека - в продолжении рода человеческого, рождении детей, обеспечении условий для их физического, психологического и социального развития. Поэтому семья является ведущим социальным институтом общественного развития.

У всех народов испокон веков имеет место культ Матери и Отца. В христианской религии на протяжении двух тысячелетий исповедуют культ Матери Божьей. В одной из библейских заповедей отмечается: "Почитай отца и мать свою". О.М. Горький, воспроизводя мудрость народов, писал: "Прославим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьими грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! ., без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери - нет ни поэта, ни героя! ".

Народная педагогика на основе многовекового опыта тоже всегда поддерживала культ Матери и Отца, культ Семьи. Матери и отцу отводилась самая высокая и самая авторитетная роль. Ведь именно от них зависят успехи в физической и социально-психическом развитии детей ("Хорошие дети - это честь отца и матери", "Какая хата - такой плетень, какой отец - такой сын", "Молодежь богата мудростью мамы и папы", " Только в мире истины, что родной отец и мать "). В древние времена, когда еще не было школ, системы общественного воспитания, родители несли ответственность за воспитание детей. И это была ответственность не только перед собой, но и перед обществом, обществом. Поэтому в народе выше ценили людей, которые воспитали порядочных детей. В одной из украинских легенд говорится:

"Сельская община решила устроить праздник-обзор результатов работы каждой семьи. На площади все семьи имели выставить достояние своего труда. Оценивала достижения совет старейшин. Люди приносили и приводили хорошо ухоженных коров, волов, лошадей, собственноручно изготовленные телеги, ярма, изделия ткачества, шитья и прочее. А бедная вдова, у которой не было ни земли, ни волов, ни инвентаря, пришла на праздник с двумя взрослыми сыновьями-красавцами. Все в общине знали их как хорошо воспитанных: трудолюбивые, вежливые, заботливые, благородные во взаимоотношениях с младшими и летними. Старейшины при поддержке общины отдали вдове венок первенства за ее важнейшую работу - достойное воспитание детей".

Люди всегда гордились своими семьями, высоко поднимали благотворительности каждого члена семьи. В своей песне "Повел Иваско коня к воде" идеал отношения к членам семьи выражен следующими словами:

У меня батенька - ясная луна, У меня матушка - ясная звездочка... У меня батенька - ясное солнышко, у меня сестронька - ясная звиздонька.

Социальное здоровье общества, государства зависит прежде всего от воспитательной деятельности семьи. К сожалению, с развитием общественных отношений в XX в., Когда появилась широкая сеть дошкольных воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, других институтов общественного воспитания, роли семьи в воспитании детей значительно снизилось. Во времена Советского Союза с родителей в подавляющем большинстве были сняты ответственность за воспитание своих детей. В системе казарменного, классово-партийного воспитания происходил процесс разрушения семьи как ведущего социального института воспитания детей. Родители не имели надлежащих экономических условий для эффективного воспитания своих детей.

Недостаточное материальное обеспечение семьи, что заставляло отца и мать работать на производстве, разрушение народных традиций ответственность родителей за воспитание ребенка, психолого-педагогическая неграмотность, попытка перевести весь процесс воспитания на казенные учреждения - все это породило (и порождает) непростые проблемы в области семейного воспитания. Общество все больше поражается "болезнью безнравственности". Способ лечения этой болезни заключается прежде всего в восстановлении роли семьи как ведущего социального института формирования личности. Необходимо решить ряд проблем: обеспечение экономических условий деятельности семьи, возрождение национальных традиций ответственности родителей за воспитание своих детей, повышения их психолого-педагогической культуры на принципах народной педагогики и современных достижений научной педагогики, валеологии и др.. И вообще - подъем в обществе культа семьи и прежде культа Матери и Отца. Задача сложная, но без его решения общество и дальше будет морально деградировать, тяжело "болеть".

Семья, как и любая другая социальная организация, имеет свои функции. Они состояли на природных и социальных принципах и наполнялись определенным содержанием на протяжении всей истории развития человечества. Выделяют следующие функции семьи как социального образования: биологическую, социальную и экономическую.

Биологическая функция связана с зарождением, эмбриональным развитием и рождением ребенка. На первый взгляд выполнения этой функции следует из естественных процессов, физиологических взаимоотношений мужчины и женщины. Русский поэт А.С. Грибоедов устами одного из героев комедии "Горе от ума" писал: "Чтобы иметь детей, кому ума не дocтaвaлo!,,

Воспитание ребенкаОднако уже на первом этапе выполнения биологической функции - зарождения ребенка - требуется высокая ответственность и генетическая осведомленность родителей. Зарождения ребенка в состоянии, когда организм отца, матери (или обоих) поражен вредными веществами (алкоголем, табаком, наркотическими веществами) и вызывает мутацию (изменения) генно-хромосомных систем, которые являются носителями задатков, может негативно повлиять на дальнейшие процессы физического и психического развития малыша. В кладах народной педагогики задолго до появления генетики как науки, на основе многолетнего опыта формировались и передавались из поколения в поколение дельные предостережение: категорически запрещалось молодым родителям употреблять спиртное, матерям курить и др..

Еще больше возрастает ответственность родителей за выполнение биологической функции, когда ребенок находится в состоянии эмбрионального развития. Она - часть организма матери. Образ жизни, каждое действие женщины (физические нагрузки, питание, психическое состояние, употребление лекарств, особенности взаимоотношений с окружающими) так или иначе отражаются на развитии малыша. А это требует надлежащей культуры поведения, знаний по медицине, валеологии, физиологии, здоровому образу жизни.

Рождение ребенка - большое и святое таинство. Первый плач ребенка, прикладывания ее к матери груди - незаменимый источник развития чувств материнства, являющиеся залогом дальнейшего развития творения отцов.

Важное место в деятельности семьи занимает социальная функция. Она реализуется путем создания оптимальных условий для социального развития ребенка, надлежащей ответственности родителей за его воспитание, создание благоприятных условий для появления морально-духовных источников социального наследования. Ведь кроме биологического наследования важным фактором становления юной личности является социальное наследование: ребенок усваивает определенные нравственные нормы поведения (честность, справедливость, доброту, искренность, доброжелательность, аккуратность и др.).. Под влиянием окружения формируются его характер, привычки. Как раз в 6-7 лет у ребенка формируются основные моральные качества. Поэтому родительская школа любви, добра, порядочности, честности, искренности и многих других добродетелей - самый первый и самый главный университет становления личности ребенка, ее социального роста. И ответственность родителей за надлежащее выполнение социальной функции в этот период особенно высока.

Важным в системе семейного воспитания является экономическая функция. Она связана с социальной и предусматривает создание материальных условий для достаточного обеспечения своих детей жильем, одеждой, питанием, необходимыми средствами для игры, учебы, развлечений. Здесь должен доминировать, во-первых, чувство ответственности родителей за создание собственной работой надлежащих экономических условий для обеспечения жизни своих детей, чтобы не перекладывать это на государство. Во-вторых, материальная обеспеченность детей должно быть соотносимо с конкретными возможностями семьи, чтобы не способствовать их развращению. К тому же дети с раннего возраста должны привлекаться к производительному обслуживающего труда, к планированию и использования семейного бюджета. Родители должны постоянно заботиться о формировании деятельной и ответственной личности и во что избегать возникновения потребительских взглядов.

Поскольку воспитание является важной сферой деятельности старших поколений, то к родителям обстоятельства жизни предъявляют достаточно веские социально-психологические и педагогические требования, такие как чувство высокой ответственности перед людьми за воспитание детей во имя будущего; физическое здоровье родителей, что имеет обеспечить рождение здорового потомства и создать надлежащие условия для развития и воспитания детей; генетическая грамотность; достаточная психолого-педагогическая культура, любовь к детям; владение настоящим авторитетом; знание достижений народной педагогики; создание в семье условий для всестороннего развития личности, способность формировать у семьи культ Матери и Отца; хорошо развиты чувство материнства. Без материнской любви, внимания, ласки и опеки невозможно нормальное развитие ребенка.


Воспитание милосердия у детей. Статья о милосердии

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...


Скандинавская гимназия в Киеве. Отзывы

Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...


За что я люблю Гарри Поттера - отзыв о книге от родителей

Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...


Формирование личности детей младшего возраста. Кризис 3-х лет

Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает...


Психическое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек". Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения...


Этнопедагогика в воспитании

Мудрость народа в области воспитания постепенно сформировалась в понятие "народная педагогика". В чем же ее суть? "Народной называют ту педагогику, которую создал народ, - писал украинский...


Русские народные сказки - первый учитель жизни в семье

Важное место в памятниках народной педагогики большинства народов мира занимают сказки. По своим жанровым особенностям они, по сути, выступают на первый план учителя жизни в семье. Известно, что...


Плохое воспитание и его причины

В наше время отовсюду раздаются жалобы на то, что большая часть нашего юношества плохо воспитана. Сами родители часто сетуют на невоспитанность своих детей... Но для успешного лечения любой болезни...


«Всей семьей мы играем... в прятки!"

По данным Министерства по делам семьи, молодежи и спорта относительный показатель количества бездомных детей уменьшился на два процента. Все чаще бездетные семьи решаются на усыновление. Супруги...


Про окно жизни для малышей

Нежеланные, отторгнутые, заброшенные, подкидыши, меньше всего хотелось бы, чтобы эти слова относились к маленьких детишек, которые только что появились на свет. У ребенка должно быть впереди долгая...


На Пасху солнышко играет...
Говорят, что Пасха - любимый праздник украинского народа. Неизвестно, подтверждена эта мысль социологическим опросами и научными исследованиями, но то, что все мы с нетерпением ждем настоящее тепло, к ...

Что такое бесплодие. Формы бесплодия
Сегодня считается, что если при регулярной половой жизни беременность не наступает в течение года, надо ставить вопрос о бесплодном браке и начинать обследование и лечение супругов.Этот срок - 1 год - ...

Чакры. Биополе человека
Человек - энергетическое существо. Он обладает двумя энергетическими полями, которые имеют разную природу и происхождение: биополе и энергетический каркас. Биополе (биоэнергетическое поле) - это э ...

Модный загар может стоить жизни
Недавно в России и Украине проходили мероприятия, посвященные Европейскому дню диагностики меланомы. Меланома - самая опасная опухоль кожи известная на сегодняшний день. Появляется вследствие перерож ...

Первые шаги при подготовке к свадьбе
Обычно первое обсуждение предстоящего свадебного торжества имеет место в день знакомства родителей или сватовства. Однако обсуждения обсуждениями, а надо ведь приступать к конкретным действиям. Тут об ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария