Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек".

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

- Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
- Личная - обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Развитие детейПозитивные последствия:
- Интеллектуальное и моральное развитие;
- Обогащение коммуникативным опытом;
- Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
- Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
- Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
- Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
- Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
- Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 - 4,5 года)
- Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
- Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
- Подчинение единому сюжету и правилам игры;
- Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Развитие ребенкаСоциальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

  •  формирование навыков социального взаимодействия,
  •  совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
  •  выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
  •  становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
  •  развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

- Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
- Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности - игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.


Игровая деятельность - ведущая для детей дошкольного возраста

Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она...


До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они...


Мой ребенок слишком агрессивный

Откровенные разговоры психолога с родителями: У меня очень агрессивный ребенок, я не знаю что с ним делать, «Мой сын дерется и кусается», «Моя дочь неуправляемая,...


Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью

Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....


Родительская любовь

Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....


Формирование личности детей младшего возраста. Кризис 3-х лет

Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает...


За что я люблю Гарри Поттера - отзыв о книге от родителей

Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...


Скандинавская гимназия в Киеве. Отзывы

Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...


Воспитание милосердия у детей. Статья о милосердии

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...


Правила воспитания детей

Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки,...


Цветное свадебное платье. Фото
Цветное свадебное платье. Если наши мамы и бабушки выходили замуж только в свадебных платьях белого цвета, то сегодня многие невесты предпочитают и другие расцветки. Нежными оттенками розового, крем ...

Личный доктор. Ответы врача.
ВОПРОС: Веснушки у меня начинают активно проявляться в первые же солнечные дни. Хочу от них избавиться, мне они не нравятся. Как-нибудь это можно сделать? ОТВЕТ: Веснушки - это генетическая данность ...

Мать моего мужа: отношения невестки со свекровью
Конечно, вы можете попытаться начать свою совместную жизнь с чистого листа, но для этого нужно все-таки знать в каких условиях вырос ваш муж, какие отношения в их семье между всеми членами. Какие поня ...

Русские народные сказки - первый учитель жизни в семье
Важное место в памятниках народной педагогики большинства народов мира занимают сказки. По своим жанровым особенностям они, по сути, выступают на первый план учителя жизни в семье. Известно, что К ...

Как выйти замуж не за того: ошибки при выборе партнера
Выйти замуж - это довольно-таки ответственный шаг в жизни, который предстоит сделать каждой девушке желающей создать семью. Но как сделать этот шаг что бы не совершить ошибок? Именно о наиболее частых ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария