Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек".

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

- Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
- Личная - обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Развитие детейПозитивные последствия:
- Интеллектуальное и моральное развитие;
- Обогащение коммуникативным опытом;
- Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
- Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
- Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
- Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
- Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
- Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 - 4,5 года)
- Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
- Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
- Подчинение единому сюжету и правилам игры;
- Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Развитие ребенкаСоциальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

  •  формирование навыков социального взаимодействия,
  •  совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
  •  выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
  •  становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
  •  развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

- Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
- Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности - игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.


Игровая деятельность - ведущая для детей дошкольного возраста

Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она...


До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они...


Мой ребенок слишком агрессивный

Откровенные разговоры психолога с родителями: У меня очень агрессивный ребенок, я не знаю что с ним делать, «Мой сын дерется и кусается», «Моя дочь неуправляемая,...


Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью

Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....


Родительская любовь

Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....


Формирование личности детей младшего возраста. Кризис 3-х лет

Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает...


За что я люблю Гарри Поттера - отзыв о книге от родителей

Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...


Скандинавская гимназия в Киеве. Отзывы

Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...


Воспитание милосердия у детей. Статья о милосердии

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...


Правила воспитания детей

Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки,...


Энергетика дома
Наш дом - это пространство, наполненное различной энергией, которая является одной из источников существования человека. И если энергоинформационная структура жилья подобна энергоинформационной структ ...

Как пережить расставание с любимым парнем. Жизнь после развода с мужем.
Внезапных разрывов не бывает. Во время скандала, на пике эмоций один хлопает дверью и уходит к другу или подруге, другой в сердцах уезжает к родителям. Конец? Отнюдь, подобные сцены, как правило, зака ...

Как перестать лениться и начать заниматься фитнесом
Как перестать лениться и начать заниматься фитнесом.  Выглядеть хорошо можно всегда, даже в пенсионном возрасте. Но для этого нужно работать! Работа над собой – самая сложная! Ведь здесь ни ...

Причины развода супружеских пар
Диана Воген проанализировала взаимоотношения между партнерами во время нарастания между ними отчужденности, олицетворение, что заканчивается разводом (Vaughan, 1986). Она опросила более сотни людей, ...

Если ребёнок не хочет читать
«Мой ребенок не хочет учиться в школе, ленится, на него не действуют ни уговоры, ни угрозы. В дневнике замечание от учителя, ребенок буквы знает, но не хочет читать»«Моего сына-пер ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария