Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 10:06  |   1385  |   0

Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя

В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного авторитета педагога. Роль учителя для первоклассников чрезвычайно велика, так как он становится новым значимым взрослым, заменителем родителей в условиях пребывания ребенка в школе. Соответственно, для учеников начальной школы, особенно 1-2 классов, характерно большое восприимчивость к словам и действия учителя. Учащиеся начальной школы также демонстрируют конкуренцию за внимание и благосклонность к себе учителя. Основой для формирования беспрекословного авторитета педагога младших школьников являются:

  •  распространение авторитетности всех взрослых для ребенка,
  •  признание учителя как носителя многочисленных знаний, организатора деятельности школьников,
  •  восприятия педагога как субъекта оценивания и воспитательного воздействия на ребенка.

Помня, что авторитет учителя является важной составляющей успешного обучения и воспитания младших школьников, учитель должен заботиться о его укреплении путем самоанализа и самоконтроля собственной деятельности.

Иногда наблюдаются случаи негативного отношения младших школьников к учителю, причинами которого являются частью подражания учеником неадекватного восприятия родителями личности педагога, общая непослушание ребенка или же ее реакция на проявления негативных качеств учителя.

При положительного, поддерживающего и доброжелательного отношения класовода к ученикам, они находят баланс между собственной послушанием и независимостью, устанавливая с учителем деловые, но одновременно доверительные отношения.

Начало обучения ребенка в школе предопределяет перестройку его взаимоотношений с родителями. Эти взаимоотношения изменяются из-за появления новых прав и обязанностей как у ребенка, так и у взрослых. Так, родители теперь должны удовлетворять новые потребности школьника, связанные с обучением, стимулировать и контролировать его успеваемость. Появление учителя как нового авторитета для ребенка становится психологическим испытанием воспитательной стратегии родителей, одновременно у них появляется новая важная функция - осуществление эмоциональной поддержки ребенка в учебе, смягчения адаптивных процессов. При таких условиях на первый план взаимоотношений родителей с младшим школьником получается не контроль успешности его обучения, а диагностика самочувствие в школе.

Исследования американских психологов фиксируют весомую роль родительского отношения для успешности обучения ребенка. Так, психолог Г. Крайг выделила три признака поведения тех родителей, у которых дети имеют хорошие результаты в учебе:

Признаки достижений ребенка:

  •  реальнсть признаков текущих достижений ребенка
  •  развитие у ребенка уверенности в себе

Отношение к ребенку:

  •  демонстрация родителями теплоты и любви
  •  взаимодействие контроля и любви

Содержание общения с ребенком:

  •  стимуляция интереса через общение и чтение
  •  собственный пример умственной активности

Развод родителей вызывает у ребенка чувство вины, печали, гнева и тревоги

Хотя в центре интересов младшего школьника находится его школьное обучение, однако психологический микроклимат семьи и отношение к ребенку родителей является сопутствующим фактором его эмоционального здоровья. Конфликты, насилие в семье, развод родителей провоцируют стрессы у детей отрицательно влияющие на их школьное обучение. Младший школьник замечает проблемные отношения между родителями, что создает у него эмоциональное напряжение и вызывает снижение учебной успеваемости.

Ребенок становится подавленным или чересчур раздражительным, непослушным.

По мнению Г. Крайг, неполная семья по-разному влияет на учебные успехи младших школьников. В тех случаях, когда мать-одиночка не имеет постоянной работы, материально необеспеченная, у нее возникает постоянный эмоциональный накал, депрессия, невротическая тревога. Все это в большинстве случаев негативно отражается на эмоциональном состоянии ребенка, его умственному развитию, на успехах в учебе. Лучше положение у того младшего школьника, где мать-одиночка имеет постоянную работу, которая ему нравится. В такой неполной семье часто наблюдается высокий уровень самоуважения и относительно сильное чувство семейного единства и солидарности, что создает социально-психологические условия для успешного обучения ребенка.

С началом обучения в школе существенно расширяется круг общения ребенка со сверстниками. Первоклассники вначале привлекаются в формальное общение преимущественно в процессе выполнения учебных заданий или под влиянием внешних обстоятельств. Неформальные отношения между детьми в классе состоят в основном при содействии учителя, который выделяет некоторых учеников в классе как образец для других в учебе и поведении и одновременно обращает внимание и на недостатки в поведении некоторых учеников. Поэтому большинство первоклассников воспроизводит в своем отношении к сверстникам отношение учителя. В дальнейшем критериями популярности младших школьников среди сверстников становится уровень успеваемости и личностные качества.

Результате опыта взаимодействия младших школьников в классе у них начинает формироваться общественное мнение относительно одноклассников, появляются попытки оценить качества и поступки сверстников. Класс из аморфного образования трансформируется в устойчивую социальную группу, где наблюдается дифференциация младших школьников по определенным статусами:

Благоприятный

  • - звезда
  • - ребенок которому отдают предпочтение
  • - принятый

Не благоприятный

  • - изолированный
  • - ребенок которого избегают

Чувство социального одиночества ребенка в классном коллективе часто приводит к негативному отношению к ровесникам, учению и самого себя.

Обычно в статусе "звезды" попадают дети с хорошей приспособленностью, энтузиазмом, контактностью, а также с высокой школьной успеваемостью. Позитивное отношение учителя к таким школьников подтверждает их престижный статус среди сверстников. К категории изолированных попадают застенчивые, болезненные дети. Избегают в общении детей-невротиков с некоторыми аномальными признаками в поведении и нарушениями социальных контактов и агрессивных, конфликтных, жадных школьников. Хотя младшие школьники еще не способен правильно определить свое положение в классе, однако субъективное восприятие ребенком своего статуса влияет на его самооценку, эмоциональное состояние и даже на успешность обучения.

Давление коллектива на отдельных учеников может быть как положительным (способствовать повышению учебной мотивации и т.д.), так и отрицательным (курение, антиобщественные поступки).

Выявление психологических качеств младших школьников в процессе школьного взаимодействия может вызвать чувство симпатии, которая, в свою очередь, порождает дружбу и дружбу, хотя изначально эти взаимоотношения отмечаются неустойчивостью и эгоцентричным характером. В 3-4 классах дети начинают устанавливать более тесные взаимоотношения с друзьями. Эта дружба сильна, но недолговременная.



Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста
Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...

Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Про имена и именины
В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...

Семейные правила и дети
В каждой семье, большой или маленькой, только что созданной или «со стажем», счастливой или не очень, всегда есть нечто общее для каждой из них, и то индивидуальное. Общее, например,...

Дети мажоры или ребенок в норковых пеленках: проблемы детей богатых родителей
Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический...

Родительская любовь
Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....

Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью
Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....

Рекомендуемые статьи:
Швейцария: Замки, горнолыжные и SPA курорты в Швейцарии
Официальное название - Швейцарская Конфедерация. Площадь 41,3 тыс. км 2 . Столица - Берн (140 тыс. человек). Время отстает от московского на 1 час. Официальные языки - немецкий (северная, централь ...
Фантом. Мысли материализуются
Мысль рождается разумом, а потому ее можно назвать также монадной зародышем, монадной геном. Энергия ее психическая по природе и вихревая по структуре. На что способен человек в рамках тех возможносте ...
Наши дни Ford Europe
Новейшая история Ford Europe четко делится на «до» и «после». На первом этапе компания развивалась, так сказать, по японскому вектору, работая на интересы «средневзвешенн ...
Брачные аферисты в интернете или как распознать скаммера
 Скаммеры — эти люди разводят потенциальных невест и женихов на деньги до встречи в реальной жизни,которой не будет.
Поллиноз: профилактика, симптомы и лечение
Вот интересно, почему одни из нас от смущения краснеют, другие бледнеют, а третьи способны "держать лицо" при любых обстоятельствах? Оказывается, это покраснение кожи лица зависит не от воспитания и н ...

Добавление комментария