Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 09:25  |   1099  |   0

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника  направлено на интеллектуальное развитие, однако параллельно расширяет кругозор ребенка, формирует его мировоззрение, способствует нравственному и социальному становлению.

Учеба - ведущая деятельность младших школьников, проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и, соответственно, формировании социальной компетентности

Сегодня актуален вопрос формирования компетентности ребенка - не только владение им определенным багажом знаний, а умение их критически осмыслить, продуктивно использовать и самостоятельно пополнять, обогащать.

Учебная деятельность имеет стандартную структуру, характерную для любой деятельности. На начальном этапе обучения ребенка в школе его главной целью является усвоение базовых знаний, формирование навыков грамотности. Конкретные цели учения младших школьников определяются программным содержанием обучения. Важно дифференцировать цели, которые ставит учитель, и цели, которые осознает и принимает ученик в процессе учения. Практически все первоклассники во второй половине учебного года более-менее четко осознают цель, которую ставит перед ними учитель. Однако, проблемой является то, что далеко не все младшие школьники, даже при осознании значения обучения, принимают поставленную учителем цель, то есть далеко не у всех младших школьников поставлена ​​учителем цель становится их собственной целью.

Одновременно действенными являются несколько мотивов

Учебная деятельность младших школьников является полимотивированой. Наблюдается также динамика учебной мотивации течение данного возрастного периода. Так, многих первоклассников, которым учеба в школе воспринимается как игра, оно привлекает сопутствующими признаками - школьными принадлежностями, колокольчиками и т.д., - здесь имеет место внешне атрибутивная мотивация обучения. Впоследствии приобретает актуальность познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения учащихся начальной школы. Исследование учебной мотивации младших школьников, совершенное Л.И. Божович, выявило следующие разновидности мотивов их учения:

Познавательная

  •  мотивация содержимым учебного материала
  •  мотивация процессом обучения

Социальная

  •  статусная потребность быть учеником
  •  чувство обязанности и ответственности

Узко-личная

  •  достижение успеха
  •  избежать наказания

Познавательные мотивы активизируются еще в первоклассников, которым обычно нравится учиться, читать, писать, считать. Дети признают значимость учения как социально ценной деятельности. Мотивация содержанием учебного материала имеет место как стремление ребенка к познанию новых фактов, сущности явлений, их происхождения. Если младший школьник проявляет интерес к самому процессу обучения, даже переживает удовлетворение от преодоления трудностей решения стремительных задач, то фигурирует мотивация процессом.

В основном оценка со знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, который оценивает личность в целом. В.С. Мухина

Психическая деятельность младшего школьника интелектуализуеться, т.е. мышление становится ее центральным процессом. Л.С. Выготский

Доминирующим мотивом обучения первоклассника часто является стремление занять новый социальный статус - школьника. Впоследствии мотив трансформируется в чувство долга и ответственности, связанное с пониманием на доступном уровне общественной роли обучения. Для большинства младших школьников характерны также узколичных мотивы - удовлетворение самолюбия, стремление к самоутверждению, попытки отличиться в коллективе сверстников. Божович Л.И. и Матюхина М.В. подчеркивают огромную роль мотива получения высокой балльной оценки среди учащихся начальной школы, который занимает первое ранговое место среди двадцати других побуждений обучения. Эти данные отчетливо демонстрируют важность балльной оценки как педагогического инструментария по младших школьников. По словам В.С. Мухиной, чувствуя зависимость отношения взрослых и положения в классе от оценки, ребенок превращает ее в фетиш - знак, определяющий ее место в жизни.

Овладение содержанием обучения требует формирования у младших школьников новых нужных действий. Полноценное обучение зависит от активизации и формированию у учащихся моторных, перцептивных, мыслительных, речевых, волевых и других действий. На первый план уже в начальной школе выходят мысленные действия, обеспечивающих осознание учебных задач, понимание и сознательное усвоение нового материала и т.п.. В процессе учения младшие школьники овладевают многими учебными действиями. Так, ими используются умственные и практические действия, фигурируют воспроизводственные и творческие действия. При формировании общепредметных и специальных учебных действий приоритет относительно данного возрастного периода предоставляется первым, так как именно они определяют общую грамотность младшего школьника. Важную роль играет приобретение ребенком способности к самообразованию, в котором нужные навыки самоконтроля и самооценки.

Младшие школьники, как правило, с интересом относятся к оценочным суждениям учителя в первом классе и балльных оценок в 2-4 классах. Постепенно у младших школьников формируется самооценка результатов их учебы. Поскольку самооценка выступает мощным механизмом саморегуляции успеваемости ребенка, то ее значимость в младшем школьном возрасте очень существенна.

Опасной по последствиям является проблема низкой успеваемости учеников начальной школы. Поскольку учение является ведущей и субъективно значимой деятельностью младших школьников, то хронические неудачи в нем травмируют ребенка, снижают его самооценку, вызывают сначала угнетение и разочарование, а затем апатию, равнодушие к учебе.

Типичные причины низкой успеваемости младших школьников

Внутренние

  •  негативная мотивация обучения
  •  заниженная самооценка
  •  неразвитые интеллектуальные способности
  •  школьная дезадаптированность
  •  лень или недесциплинированность
  •  проблемы со здоровьем
  •  сенсорные нарушения (плохой слух, зрение)
  •  несоответствие учебным нагрузкам ребенка

Внешние

  •  негативное отношение учителя, просчеты в подходе к ребенку
  •  недоскональная методика обучения у учителя
  •  отсутствие контроля и помощи родителей
  •  несоответствие ожиданиям родителей от учебных способностей ребенка
  •  хронические семейные проблемы
  •  обесценивание обучения


Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни
Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...

Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками
Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя.В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного...

Про имена и именины
В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...

Семейные правила и дети
В каждой семье, большой или маленькой, только что созданной или «со стажем», счастливой или не очень, всегда есть нечто общее для каждой из них, и то индивидуальное. Общее, например,...

Дети мажоры или ребенок в норковых пеленках: проблемы детей богатых родителей
Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический...

Родительская любовь
Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....

Рекомендуемые статьи:
Про окно жизни для малышей
Нежеланные, отторгнутые, заброшенные, подкидыши, меньше всего хотелось бы, чтобы эти слова относились к маленьких детишек, которые только что появились на свет. У ребенка должно быть впереди долгая ...
Любимая Мейд ин чайна
Всегда любила гречневую кашу с молоком. А теперь мне за державу обидно. Китайская гречка с тем, что теперь считают молоком, что-то не вызывает энтузиазма. Как и картофель из Египта, индийский сахар, ...
Игорный бизнес. Азартные места Украины.
Роль развлечений в жизни современного человека все увеличивается. Сейчас фактически любая рекреационная деятельность сопровождается различными развлекательными мероприятиями. Отдельные виды туризма, ...
Главное в жизни женщины
Жила девочка. И не просто себе, а на радость всему миру. Звали девочку Саша-София. Саша, потому что так хотел ее называть отец, а София - так как это имя нравилось маме. И было ей всего пять с полов ...
Как вырастить вундеркинда?
Наталья Вишня - телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес - консультант и мама троих детей.Самое главное, рядом должны быть родители - партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравитьс ...

Добавление комментария