Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

Физиологические особенности новорожденного

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 09:25  |   1046  |   0

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы, появление комплекса оживления. В этот период появляется кризис новорожденности.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Рождение является большим потрясением для организма ребенка. От существования в относительно постоянной среде (организме матери) он переходит в совершенно новые условия воздушной среды с многими раздражителями, которые часто меняются, в мир, где он должен стать умной личностью.

Длина тела новорожденного составляет примерно 50-51 см, вес - 3,4-3,5 кг. За первый месяц вес тела увеличивается на 600 г. У него еще непропорциональные отдельные части организма: относительно большая голова, длинное туловище и короткие конечности. Позвоночный ствол почти прямой, головка падает на грудь.

После рождения резко меняется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Особенно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом. Ребенок делает первый вдох, сопровождающийся криком: легкие, которые были к моменту рождения в спящем состоянии, расправляются. Через несколько часов после первого вдоха у новорожденного устанавливается равномерное дыхание.

В момент рождения аппарат пищеварения ребенка еще очень слаб, он может переваривать только материнское молоко или специально изготовленные молочные смеси. Физиологические изменения в организме новорожденного ребенка связаны не только с изменением образа питания, но и с изменением (снижением) температуры среды примерно на 15-18 ° С.

Период новорожденности характеризуется развитием органов и защитных систем, прежде незрелостью центральной нервной системы, слабо приспособлена к новым внешним условиям. Поэтому даже незначительные неблагоприятные воздействия (смена воздуха, пищи и т.д.) могут вызвать серьезные проблемы в детском организме.

Новорожденные дети уязвимы к заболеваниям, вызванных нарушениями течения внутриутробной жизни, родами (травмы, кровоизлияния в различные органы и т.д.). Особенно опасны кровоизлияния в головной мозг, которые могут вызвать судороги, спазматические параличи. Нередки болезни пупка и пупочные утра, воспалительные заболевания кожи (дерматиты).

На этом этапе дети очень чувствительны к микробам кокковой группы (стрептококков, стафилококков, пневмококков), поэтому у них бывают гнойные воспаления кожи (пиодермия) и пупка. Возможны также и расстройства, обусловленные недостаточной функциональностью различных органов.

Одним из них является физиологическая желтуха (50-70% новорожденных), возникающий вследствие усиленного разрушения эритроцитов в первые дни после рождения, недостаточной функциональной способности печени. Наблюдаются также физиологическое уменьшение веса тела, мочевой инфаркт, половые кризиса новорожденных.

Значение рефлексов  в развитии новорожденного ребенка

Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Но уже в первые дни время бодрствования (короткие интервалы между сном) достигает нескольких часов в сутки. Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности:

1) спокойное бодрствование: ребенок лежит с открытыми глазами, не проявляя двигательной активности, в т.ч. и мимической (гримасы). Заметив предмет, который движется, она может сопровождать его взглядом;
2) активное бодрствование: глаза ребенка открыты, дыхание, как правило, неровное. Она делает быстрые хаотические движения, в которых принимают участие все части ее тела;
3) крик: ребенок издает громкие, неразборчивые, иногда надрывные звуки, двигаясь ("барахтаясь"). Взрослые нередко оценивают это как плач.

Мама с младенцемВ поведении новорожденного проявляются разнообразные жизненно необходимые рефлексы, обеспечивающие приспособление организма к условиям окружающей среды, является реакцией на действие внешних и внутренних раздражителей. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Рефлексы (лат. reflexus - отражение) новорожденного - рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок большинство из которых исчезает на 2-4-м месяце его жизни.

Систему основных рефлексов новорожденного образуют:

а) защитный, который предохраняет организм от вредных и сильных воздействий, необходимый для выживания и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Например, сужение зрачка глаза младенца в ответ на действие яркого света; резкое смахивания руками и ногами, если дернуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, с целью удаления от раздражителя или ограничения его действия;

б) ориентировочный, что является реакцией, направленной на контакт с раздражителем. В первоначальной форме этот рефлекс выражен в направлении взгляда на яркий или блестящий предмет. Затем ориентировочную реакцию вызывает новое для ребенка явление. Уже на первый-третий день жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденные следят за источником света, медленно перемещается;

в) ориентировочно-пищевой, обеспечивающий готовность ребенка к новому типу питания. Прикосновение к губам, других частей лица вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку, открывает рот;

г) сосальний, который выражается в том, что ребенок начинает сосать вложенный в ее рот предмет. Этот рефлекс важный для новорожденного

д) обезьяний (рефлекс Робинзона), который не имеет жизненно важного приспособительного значения. Например, прикосновение пальцем к ладони вызывает слишком сильное как для новорожденного реакцию схватывания, вследствие чего он может даже повиснуть, держась за пальцы, как обезьянка. Таков рефлекс ползания (прикосновение к пи-дошв вызывает рефлекторное отталкивание) рефлекс подбрасывания ручек (рефлекс Моро), когда ребенку угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх и опускает руки или ладони, будто готовые схватить что-то;

е) плавательный, благодаря которому новорожденный не утонет, так как он уже задерживает дыхание и барахтается что и удержит его на воде.

Все эти рефлексы унаследованные от животных предков. На их основе ничто человеческое не развивается. Большинство из них исчезает уже в первом полугодии: рефлекс Робинзона ослабляется до 4-го месяца жизни, до того, как возникнет целенаправленный акт хватания; рефлекс ползания с опорой на подошвы не является предпосылкой самостоятельного передвижения в пространстве, поскольку ползание младенца начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук. Учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются задолго до рождения.

Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка, они помогает ему приспосабливаться к новым условиям существования. Благодаря им новорожденный овладевает новым типом дыхания и питания. Если до рождения плод развивался за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт).

Это приспособление происходит рефлекторно: после наполнения легких воздухом система мышц включается в ритмичные дыхательные движения. Дыхание происходит легко и свободно. Питается ребенок на основе ссального рефлекса. Включенные в ссальний рефлекс врожденные действия сначала плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы.

Вся его активность направлена ??на насыщение. Большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции, благодаря которому организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда можно наблюдать врожденные инстинктивные формы его поведения, направленные на удовлетворение органических потребностей (В кислороде, пище, тепле). Они не могут создать основу психического развития ребенка, а лишь обеспечивают ее выживание.



Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни
Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Формирование комплекса оживления
На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...

Общение как ведущая деятельность младенца
Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...

Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста
Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...

Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками
Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя.В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного...

Про имена и именины
В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...

Рекомендуемые статьи:
Платоническая любовь
Платоническая любовь. Когда то я знала человека, который пережил эту любовь. Я была, так сказать, свидетелем его зарождения и взлета. Это было непривычно мне сначала непонятно, - как могло вообще оно ...
«Звездные» свадебные прически. Фото
Свадебные прически звезд отличаются своей изысканностью и великолепием. И это не удивительно, ведь над их созданием работают знаменитые стилисты. Именно поэтому их прически запоминаются, и многие мо ...
Работа и взаимопомощь Украинцев в Италии
Массовая иммиграция украинцев в Италию, которая за последние десять лет нередко опустошила целые деревни, особенно в Западной Украине, вызывает, безусловно, жалость, тоску, раздражение и жалобы на с ...
Свадебные прически с цветами и украшениями. Фото
Так уже сложилось традиционно, что свадебные прически покоряют нас своим великолепием и оригинальностью.  Однако, подбирая себе прическу для самого торжественного момента жизни, необходимо учитыв ...
Насколько вредно применение шампуней?
Насколько вредно применение шампуней? Какие компоненты в их составе негативно воздействуют на волосы и кожу? Как правильно использовать шампунь, чтобы снизить опасное влияние? Ответы на эти и другие в ...

Добавление комментария