О конфликте говорят тогда, когда противоречие между людьми начинает осознаваться и требует решения. Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.
Конфликт - это осознанное противоречие между людьми, что требует решения. Конфликт не всегда является эффективным путем преодоления противоречия, поскольку действие сильных эмоций замедляется и сужается мышление, срабатывающие при этом примитивные пласты психики. И вместе с тем, если анализ показывает, что выбора нет и конфликт является единственным доступным способом урегулирования противоречия, необходимо самому выступить инициатором конфликта, так как при сознательном вхождении в конфликт возможность управлять им значительно выше. При этом необходимо помнить, что в большом количестве конфликты вредны для здоровья.
Перед началом конфликта необходимо сформулировать ответы на такие вопросы:
- возможно и желательно устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие - двигатель развития)?
- если да, то есть-ли экономные и этичные пути решения противоречия, кроме конфликта?
- если нет другого пути, то как долго может протекать конфликт и хватит ли у вас сил для победы?
Неумение находить решения конфликтных ситуаций, преодолевать повседневные трудности, которые встают перед любым человеком в процессе общения, приводят к эмоциональному стрессу, который подрывает физическое и психическое здоровье. Это неумение психологи называют барьерами межличностного общения. Барьеры общения - это те многочисленные факторы, которые являются причиной конфликтов или вызывают их возникновения. Чаще приходится сталкиваться с психическими (личностными) барьерами. Однако следует помнить, что ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает безрезультатно.
Под любым поступком скрываются определенные цели, а за конфликтом - несовместимость целей и желаний участников конфликта.
Например, потеря интереса к работе, а тем более его отсутствие - это фактор, который приводит человека к конфликтности, поскольку степень утомляемости при одних и тех же потерь энергии зависит от эмоционального отношения к труду. Негативное отношение вызывает у человека негативные эмоции, напряженность, не позволяет расслабиться, забыть пережитые неприятности. В результате нервозность скапливается, и возникает стресс. А условия его возникновения состоят в том, что не удовлетворяется необходимость в интересной работе и нет возможностей для достижения важной цели - самореализации.
Таким образом, за любыми поступками, конфликтами всегда скрываются определенные причины. Понять их - значит понять человека. Прежде чем достичь любой цели, стоит сравнить свои возможности и средства, а главное, - последствия собственных действий.
Американские психологи Р. Блэйк и Дж. Моутон различают определенные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Рассмотрим их.
Стиль конкуренции. Тот, кто его использует, всегда активен и стремится решать конфликт собственным способом. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способный к волевым решениям, стремится прежде всего удовлетворить собственные интересы за счет других, навязывая свое решение. Такой путь эффективен, когда человек имеет определенную власть. Но это крайне неэффективный метод решения личных конфликтов.
Стиль уклонения используется в ситуациях, когда позиция неустойчива и отсутствует сотрудничество с другими с целью решения проблемы. Этот стиль целесообразно применять, если проблема не очень важна или когда чувствуется ошибочность собственной позиции и правильность позиции другой стороны конфликта, когда силы неравны или когда другой наделен властью.
Стиль уклонения применяется, если происходит общение с психически сложным человеком и если нет причин поддерживать с ним контакты, а также в случае попыток принять решение в ситуации, когда не совсем понятно, что надо конкретно делать, и в этом нет необходимости.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь защищать собственные интересы. Этот стиль применяется, если результаты очень важны для другого человека и не очень существенные для вас. Он полезен в ситуациях, в которых вы можете одержать победу, потому что другой участник конфликта имеет власть. Итак, вы уступаете и делаете то, чего желает оппонент. Вы действуете в таком стиле и тогда, когда сочувствуете другому человеку и пытаетесь поддержать ее.
Благодаря стилю сотрудничества можно активно участвовать в разрешении конфликта и защищать собственные интересы, но стремиться при этом к сотрудничеству с другими участниками конфликта. Этот стиль требует большей внутренней работы по сравнению с другими стратегиями. Сначала надо выявить стремления, цели, интересы обеих сторон, а затем обсудить их.
Этот стиль наиболее оптимальный, когда обе стороны имеют различные скрытые стремления. В таком случае трудно определить фактор неудовлетворенности.
Сущность стиля компромисса заключается в частичном удовлетворении собственных интересов. Вы частично уступаете другим участникам, но и они делают то же. Такие действия могут напоминать сотрудничество, но удовлетворение потребностей происходит на поверхностном уровне. Здесь не анализируются скрытые, внутренние потребности.
Важно понять, что каждый из названных стилей эффективен только при определенных условиях. Нужно уметь адекватно использовать каждый из них и делать осознанный выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Лучший подход определяется конкретной ситуацией.
Д. Карнеги в своей книге приводит определенные правила для корректировки своего поведения, отказа от того, что мешает в коммуникации, и определение правильной стратегии общения с людьми, или умение находить себе друзей.