Искусство общения с разными людьми

Искусство общения с разными людьми

  Этика и психология   |   21-05-2023, 10:08  |   1078  |   0

Каждый из нас попадал в ситуацию недоразумения при общении, независимо от того, какой была тема разговора, с кем именно мы разговаривали и к какому психологическому типу принадлежал собеседник.

Иногда мы интуитивно чувствуем, с каким человеком как именно нужно разговаривать, чтобы добиться взаимопонимания. Но зачастую на это никто не обращает особого внимания, мы заняты только собой и тем, что говорим сами.

Отсюда большинство конфликтов. Итак, чтобы не допускать подобных ошибок в общении, полезно знать психологические типы характера наших собеседников. Быстро оценив и определив тип, мы уже не рискуем обидеть человека или самому попасть впросак.

Меньшие по численности классы людей, в отличие от культурных сообществ, рассматриваются в психологических типологиях. На общем уровне их можно разделить на мотивационные, непосредственно связанные с организацией деятельности человека, и когнитивные, т.е. такие, что описывают особенности его мышления.

Дж. Д. Белл выделяет шесть мотивационных типов личности:

  • 1. тот, что командует;
  • 2. атакующий;
  • 3. тот, что избегает;
  • 4. тот, кто угождает;
  • 5. тот, кто исполняет;
  • 6. то, кто достигает.

Теперь рассмотрим подробно каждый тип:

1. Личность, которая командует, должен контролировать каждую ситуацию, с которой сталкивается, доминировать в каждой группе, в которой участвует, жить упорядоченной, систематическим жизнью. Она не любит неопределенности, видит мир в четких категориях, подходит к каждой ситуации догматически и упорно. Примером такого мотивационного типа может служить французский президент Шарль де Голль;

2. Личность, которая атакует, надо освободиться от ответственности или зависимости от других. Она наносит удары другим и избегает обязанностей, разрушает планы, но не выдвигает решений, любит дебатировать. Ее черты - саркастичнисть, цинизм и пренебрежительное отношение к жизни. Самым ярким примером того, кто атакует, является Адольф Гитлер;.

3. Личность, которая избегает, стремится не подвергаться поражению. Целью ее жизни - прятаться. У нее мало самоуверенности, он предпочитает стабильным и рутинным задачам. Лично не рискует и ставит для себя несложные цели;

4. Личность, которая угождает, стремится сделать так, чтобы другие любили и поддерживали ее. Она хочет, чтобы ее уважали и считали щедрой и доброй. Предпочитает решать задачи, предполагающие работу с людьми на товарищеский, компанейский основе;

5. Личность, которая выполняет, стремится добиться признания и получить престиж. Ради этого манипулирует другими и хочет произвести впечатление, старается быть респектабельной, меняет свои ценности, чтобы занять выгодную позицию. Такой человек ищет задач, которые могут повысить ее имидж и престиж;

6. Личности, которая достигает, нужно максимально использовать и расширить свой потенциал, добиться высоких уровней компетенции, самовыразиться. Она концентрируется на проблеме, цель, не является эгоистом, поскольку ей не хватает уверенности, чтобы работать над сложными, однако реалистичными задачами. Посвящает себя вещам, в которые верит, а не тем, которые просто обеспечивают ей материальное благополучие или престиж. Таковы были Линкольн и Рузвельт.

Весьма родственными с мотивационными типами личности является ее когнитивные типы, что еще раз подтверждает тесную связь организации поведения личности и особенностей его мышления.

Л. Фризен выделяет семь когнитивных типов личности, которые он также называет семью различными формами мышления.

К первому относятся "люди, воспринимающие". Это креативные, творческие индивиды с сильными способностями к ассоциации и устоявшимися взглядами. Они умеют давать четкие "черно-белые" ответы на сложные вопросы. В разговоре опираются на факты - какими они их видят. их коммуникации не хватает вероятностей и представлений, которые дают возможность мыслить независимо. их собеседники должны воспринимать все, что они говорят. их рассказы понятны, часто включают какие нравственные уроки, приправленные юмором, и удостоверяющие их открытость.

Представители этой группы стремятся быть пионером в делах, решают одновременно несколько задач. Они радуются воплощению своих решений в жизнь. То, что в их мышлении сочетается много факторов, делает их часто адекватно организованными. Вещание людей спонтанное, одна идея зажигает другую, они могут легко отвечать на комментарии и аргументы других и синтезировать все, о чем говорилось в разговоре. Эти люди быстро принимают решения, основываясь на доступной информации, но могут изменять их, даже кардинально, если получат новые данные.

К другому типу относятся "люди, служащие". Это практичные, эмоционально стабильные индивиды. Они чувствуют, что в их жизни не будет ни больших взлетов, ни провалов, они компенсируют нестабильность других. В жизни таких людей всему есть место и все на своих местах. Они создают домашнюю атмосферу, окружающие охотно дружат с ними. Больше, чем другие, они хотят быть ознакомленными с общим планом действий, фокусируются на практических вопросах, сужает их интерес к следующим шагам.

Это люди, которые сами начинают и сами заканчивают дело, и делают все сразу правильно. Иногда даже жертвуют конечными сроками в пользу качества исполнения. Они не приглашают других сделать работу за них. Конечно, они хотят угодить другим, даже за счет тех дел, которые должны выполнить сами, они очень лояльны к коллегам. Но это не значит, что такие люди будут служить другим. С точки зрения коммуникации они неудовлетворительно общаются. Делегирование обязанностей и публичная деятельность для них - дело не из простых.

"Люди, которые учат", третий когнитивный тип, похожие на "людей, служащих" в том смысле, что любят порядок, но не практический, а интеллектуальный. Они становятся настоящими учеными (хотя и другие психологические типы также могут заниматься научными исследованиями). Такие люди часто задают вопрос "почему?" Они должны знать, каким образом одно понятие влияет на другие. Горячо стремятся создать унифицированную, всеобъемлющую ментальную структуру референции (ссылок), такую, с которой можно делать точные выводы и предсказания.

"Люди, которые учат", как и "те, которые служат", могут заставить себя использовать свои силы до последних пределов. Это случается, когда они стремятся найти аналитический порядок. "Те, которые учат" является коммуникаторами понятий, предпочитая лекционном метода, а не интерактивным технологиям. Они не любят, когда их перебивают, пока они не изобразили полную картину, не выложили всю голову.

Четвертый когнитивный тип, "люди, сочувствующие", одаренные "шестым чувством", которое идентифицирует их с другими. Они чувствуют, что испытывают и другие, им болит, когда болит другим. Такие люди остро переживают неискренность. Они могут действовать от имени слабых, жертв. им трудно защищаться, даже если их обвиняют безосновательно. Часто говорят косвенно - пространно объясняют, рассказывают небольшие истории, а потом разочаровываются, когда слушатели не понимают их подсказку.

"Люди, сочувствующие" остро ощущают нарушение гармонии, они развивают в себе незыблемые основы правды. Сознание становится проводником их поведения. Обучение может расширить их опыт. Они могут быть хорошими юристами, музыкантами, инженерами, медсестрами или психологами.

"Люди, которые побуждают" не будут читать определенный материал, если не увидят в нем практической ценности. Они учатся из опыта, созерцая, что работает, а что нет. В круг их чтения входит история, биографии и литература о путешествиях, поскольку все это содержит уроки из жизни. Такие абстрактные вещи, как математика, философия или теология, оставят их холодными. Это естественные лидеры. Они подталкивают всех, кто их окружает, к максимальному использованию их потенциала, хотя сами могут откладывать на потом изменения к лучшему в своей личности.

"Люди, которые побуждают" могут быть очень неаккуратными. И одновременно своей дисциплинированностью, собственным примером могут вести за собой, но не командовать. Социальную группу, к которой они принадлежат, видят сквозь призму индивидов - быстро находят потенциально сильных личностей, требующих внимания каждого при общении, замечают персональное роста личностей. Работа является для них почти игрой - они выполняют ее способом, который их максимально удовлетворяет.

"Люди, жертвуют" - очень сложный тип. Они даже могут говорить о себе в третьем лице или во множественном числе. Несомненно, одарены многими талантами, но сужают свою активность в реализации лишь части потенциала.

Представители этого психологического типа стремятся использовать возможности везде, где их видят. Легко могут работать от 16 до 20 часов в сутки. Любят приключения и вызовы, в восторге от детективов, тайн, игр и головоломок, если знают, что могут победить.

В общем, это целеустремленные люди, которые любят соревнования во всех сферах жизни, достигать вершин. Они высокопрофессиональные и боятся только неожиданностей, через которые могут потерять контроль над ситуацией. Они просто ненавидят проигрывать споры, даже требуют от оппонента открыто признать, что они победили. их мышление построено в понятиях инвестиций и дивидендов. Испытывают неудобство быть обязанными перед кем, поскольку стремятся сохранить независимость и контроль над ситуацией. Однако способные на самопожертвование, когда все остальное не сработало. Готовы начать все сначала, чтобы быть свободными от вины.

При сужении потенциала "люди, жертвующие" могут быть ориентированы на служение, восприятие или учебы. Разница между "тем, что жертвует" и другими тремя психологическими типами в том, что "те, которые жертвуют" могут победить страх поражения.

Последний когнитивный тип, выделяемый в данной классификации, - это "люди, которые способствуют". Этот тип указан последним, поскольку его представители могут легко распознать себя в ином когнитивном типе. Если вы не можете распознать себя среди других представителей классификации, то, вероятно, принадлежите к "людям, которые способствуют". Это прирожденные дипломаты, обычно с большим кругом знакомых (учтите - знакомых, а не друзей, потому что они сбалансируют свой интимный мир). Общаются с людьми, которые их окружают, адаптируя их к друг другу, способствуя им, сближая их.

"Те, способствующие" - прирожденные экспериментаторы, которые налаживают любую деятельность. им свойственна постоянная умственная активность, без нее они скучают. Живут настоящим - наблюдают, слушают, чувствуют, собирают информацию (иногда собирают вещи), радуются опыта - хотя и несколько отстраненно, как наблюдатели.

Кроме того, что такие люди прирожденные дипломаты, они еще и искусные менеджеры. Могут быть очень упрямыми, если заставлять их стать на чью сторону в конфликте. Поэтому предпочитают быть "вторым лицом" в руководстве.

Умение общаться с людьмиКроме перечисленных психологических типов, выделяют три концепции личности: психологическую, социально-психологическую, физиологическую.

1. Психологическая известна еще с древних времен, когда были открыты четыре психологические типы: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. На этих типах формируется характер, темпераментные способности, совокупность преобладающих мотивов деятельности личности и особенности процесса психологической реакции.

2. Социально-психологическая предусматривает два типа людей:

а) интровертивного (замкнутый, направленный на себя, самоспоглядальний) - максимально развитый индивидуалист;

б) екстравертивний (открытый, доброжелательный, общительный, направленный на окружающую среду) - ярко выраженный коллективист.

3. Социальная концепция. Известно, что в каждой среде складывается и формируется четко выраженный тип человека, который можно выделить по характеру действий на следующие:

Первый - исполнитель. Фактически действует механически, - что скажут, то и сделает. Личной инициативы не проявляет. Как правило, в случае выдвижения на руководящую должность становится формалистом, соответственно накладывая отпечаток и на стиль управления, и на взаимоотношения с подчиненными. По психологическому типу это чаще холерик или меланхолик.

Второй - социальная активная личность. Человек живет активной общественной жизнью, инициативная, с широким кругом общественных интересов. К сожалению, можно в этом социальном типе встретить две разновидности. Первый - настоящий активист и общественно активная личность, другой - снаружи показной, формальный, митингово-этажный, дина-логический. Вторая разновидность - самый опасный, потому, что в начале трудно разглядеть его истинную сущность, увидеть, что все внешне - показное. Такие люди были и остаются злейшими врагами честных и трудолюбивых. Это могут быть как сангвиники, так и холерики.

Третий - изобретательная личность. Человек творческий, с высоко развитым чувством нового первооткрывателя. По натуре это может быть заперта лицо, а точнее постоянно сосредоточена, в поисках, которая имеет широкое мировоззрение в области узкой специализации. Только самые гениальные из них не замыкаются в кругу своих интересов. Преимущественно это люди сангвинического типа.

Четвертый и 'пятый типы - творческие личности, близкие по деятельности к третьему типу людей, хотя отличаются тем, что не обязательно что-то самостоятельно открывают или предлагают, а к уже известному и открытому могут добавить элемент новизны именно благодаря творческому подходу к делу.



Техника делового общения
Проблемы этики и психологии общения всегда интересовали человечество, независимо от становления и развития бизнеса. Психологическая культура речевого общения - это единство знаний, отражающих...

Какой характер скрывается за цветом глаз
В глазах самых дорогих людей мы хотим видеть хорошее настроение, хорошее отношение к нам, тайные мысли. Не зря удивительные глаза называют зеркалом души, потому что действительно так оно и есть. ...

Я хочу сказать тебе... Про умение говорить «да» или «нет»
«У меня есть проблема. Еще в школе мне трудно было отказать ребятам в любой просьбе. Даже когда я не хотела делать то, к чему меня побуждали. Например, пойти после уроков гулять. Я внутренне...

Несколько приемов материализации мыслей и желаний
О том, что мысль материальна, мы слышали не раз. Кто с этим согласен, кто - нет, но порой жизненные события доказывают, что это действительно так. Лично я в очередной раз убедилась в этом несколько...

Перфекционизм - это звучит гордо!
Прыгнуть выше самого себя невозможно. Но есть люди, которые в этой аксиоме сомневаются - это перфекционисты. Они ежедневно и ежеминутно ставят перед собой новые цели и задачи, пытаясь выполнить их на...

Совершенствование навыков техники речи
Выбор формулировки. Выбирая формулировку выступающему необходимо учитывать особенности устной речи, то есть он должен выражаться в соответствии с коммуникативной целью, предмета, речи, а также...

Техника речи. Стиль произношения и язык движения тела
Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи - в...

Как себя вести в конфликтной ситуации
О конфликте говорят тогда, когда противоречие между людьми начинает осознаваться и требует решения. Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.Конфликт - это...

Методы решения конфликтов. Как выйти сухим из воды.
В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика эффективного слушания и умение говорить. Б. Бест и М. Бердж включают сюда такие компоненты, как эмпатия, валидация, осознания, обобщения,...

Как не травмировать ребенка разводом родителей
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ СОХРАНИТЬ ПСИХИКУ СВОИХ ДЕТЕЙ Развод - процесс всегда травмирующий, особенно для самых маленьких членов семьи. Когда стоит расставаться и как сделать это так,...

Рекомендуемые статьи:
Как себя вести если Вас представили другому лицу
Как правило, в половине из всех случаев представляете людей не вы, а вас. В подобных ситуациях (быть представленным) так же важно знать правила поведения: Встаньте (если сидите). Когда человека предст ...
Как получить оргазм: необычные способы и рекорды
Губки – бантиком? Представительницам прекрасной половины человечества, у которых губки – это четкий полненький бантик,  красующийся на лице, несказанно повезло. Ученые из Шотландии ...
Березовый сок - польза и лекарственные свойства
Она пришла - долгожданная чародейка - весна с теплыми пьянящими ароматами, свежестью, легкостью, чистотой. Издавна весна считается временем пробуждения и исцеления. Весной, кажется, и воздух приобрета ...
Что делать, если ваш ребёнок впал в интернет-зависимость
Что такое интернет-зависимость, и как можно помочь ребёнку, попавшему в зависимость от интернета
Про имена и именины
В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам дава ...

Добавление комментария