Психическое развитие детей дошкольного возраста
Материнство и дети | 21-05-2023, 09:25 | 1272 | 0
|
|
|
|
|
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек".
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.
Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.
Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.
Формы общения дошкольников со взрослыми:
- Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
- Личная - обсуждение поведения и поступков людей.
Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.
Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.
Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:
Позитивные последствия:
- Интеллектуальное и моральное развитие;
- Обогащение коммуникативным опытом;
- Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.
Негативные последствия:
- Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
- Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
- Заимствование у сверстников плохих привычек.
Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.
Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:
Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:
1. Параллельная игра (3 года)
- Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
- Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 - 4,5 года)
- Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
- Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
- Подчинение единому сюжету и правилам игры;
- Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.
Социальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.
Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.
Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.
Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:
- формирование навыков социального взаимодействия,
- совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
- выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
- становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
- развитие эмпатии, способности к заботе.
Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:
Базовые психические противоречия дошкольного периода
- Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
- Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения
Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности - игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.
|
|
|
|
|
Новости по теме: «Психическое развитие детей дошкольного возраста» |
|
Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она...
До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они...
Откровенные разговоры психолога с родителями: У меня очень агрессивный ребенок, я не знаю что с ним делать, «Мой сын дерется и кусается», «Моя дочь неуправляемая,...
Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....
Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....
Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает...
Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...
Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...
Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...
Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки,...
|
|
Сватовство невесты и жениха
Одной из традиций которые включают в себя свадебные обряды является сватовство. Эта традиция представляет из себя торжественное обращение жениха к невесте с предложением выйти замуж.В идеальном вариан ... |
Фантазия - техника для идеального брака
Женщины и мужчины умеют фантазировать и придумывать то, чего нет. Такова уж человеческая природа, возможно и в этом нет ничего плохого. Тайна всегда присутствует в нашей жизни. Очень хотим узнать, ч ... |
Влияние ароматических масел на организм
Эфирные масла - это смесь химических соединений различных классов (альдегиды, дипептиды, кетоны, лактоны, эфиры, фенолы и др.), образующихся в растениях. Они едкие на вкус, почти не растворяются в ... |
Дисбаланс в кишечнике
Жизнь теряет все свои краски, опять депрессия, аппетит отсутствует, организм, как увядшая, усталая цветок, самая простая работа кажется страшным грузом - тошнит, вяло, дискомфортно... Это - дисбактери ... |
|