Психическое развитие детей дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится с 3 до 6 лет отсюда альтернативное название периода - возраст "почемучек".

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

- Познавательная - постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
- Личная - обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса - воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Развитие детейПозитивные последствия:
- Интеллектуальное и моральное развитие;
- Обогащение коммуникативным опытом;
- Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
- Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
- Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
- Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
- Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
- Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 - 4,5 года)
- Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
- Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
- Подчинение единому сюжету и правилам игры;
- Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Развитие ребенкаСоциальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникоам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

  •  формирование навыков социального взаимодействия,
  •  совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,
  •  выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,
  •  становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,
  •  развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

- Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
- Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности - игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.



Игровая деятельность - ведущая для детей дошкольного возраста
Проявляя интерес к миру взрослых, но не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она...

До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они...

Мой ребенок слишком агрессивный
Откровенные разговоры психолога с родителями: У меня очень агрессивный ребенок, я не знаю что с ним делать, «Мой сын дерется и кусается», «Моя дочь неуправляемая,...

Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью
Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....

Родительская любовь
Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....

Формирование личности детей младшего возраста. Кризис 3-х лет
Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер - манипулируя с предметами, ребенок мыслит. Анализ, сравнение и синтез имеют практический характер - ребенок разламывает...

За что я люблю Гарри Поттера - отзыв о книге от родителей
Вопрос популяризации культуры чтения вообще и украинской книги частности лично меня беспокоит очень сильно. Беспокоит и как мать двоих детей, которым расти и жить в Украине, и как гражданку, которой...

Скандинавская гимназия в Киеве. Отзывы
Мое знакомство со Скандинавской гимназией началось на дне рождения крестницы. И хотя девочка уже выросла из того возраста, чтобы, встав на стульчик, рассказывать гостям стихи, ее родители настаивали...

Воспитание милосердия у детей. Статья о милосердии
Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего...

Правила воспитания детей
Существенную роль в воспитательной работе родителей играет родительский авторитет, который, по выражению А.С. Макаренко, содержит "все отцовское и материнское в жизни - работу, мнение, привычки,...

Рекомендуемые статьи:
Жизнь прекрасна!
В наше напряженное время наблюдается рост кривой самоубийств. Причем так или иначе мысли о суициде приходят в голову и подросткам, и старым, и мужчинам, которые потеряли работу, и женщинам, подвергш ...
Подбираем диету и спорт под свою фигуру
Женская фигура делится на три основные типа. Самый «вредный» из них - «яблоко», так как лишние сантиметры на животе и талии повышают риск возникновения тяжелых заболеваний. О ...
Стоит ли венчаться сразу после свадьбы?
Вчера твердо решила, что сразу венчаться с будущим мужем не буду. В принципе, и раньше колебалась относительно этого важного в жизни вопроса, а теперь отбросила все сомнения. Проанализировала опыт зн ...
Телефон-разлучник или как сохранить семью
Тамара и Игорь работали преподавателями одного из вузов. Обоим было за сорок, дети подросли, учились в институтах и готовы были вскоре начать самостоятельную жизнь. Казалось бы, в жизни родителей на ...
Основные тенденции весеннего макияжа 2014. Фото
Главным правилом макияжа весной 2014 года является многообразие, в отличии от предстоящего лета в котором дизайнеры призывают к минимуму косметики. Поэтому каждая из нас найдет среди предложенных вар ...

Добавление комментария