Формирование комплекса оживления

Формирование комплекса оживления

  Материнство и дети  |   21-05-2023, 09:25  |   1012  |   0

Формирование комплекса оживления. На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью удовлетворять свои органические потребности.

Условия, в которых живет ребенок в младенческом возрасте, максимально социальные, их особенность состоит в том, что ребенок, в отличие от детенышей животных, не способен сам, на основе врожденных механизмов поддерживать свое существование и приспосабливаться к окружающей среде.

Приспособления младенца происходит либо непосредственно через взрослого, или в сотрудничестве с ним. Вследствие беспомощности новорожденный прочно связан в своем поведении с другим человеком.

Первые проявления положительной эмоции наблюдаются в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни. Она возникает при зрительном сосредоточении на предмете, в ответ на ласковые слова и улыбку взрослого. Интенсивные и яркие положительные эмоции вызывает речи взрослого.

Чаще у младенца в процессе общения возникает комплекс оживления: ребенок сосредотачивает взгляд на лице взрослого, который наклоняется над ним, он улыбается, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.

Комплекс оживления знаменует окончание периода новорожденности и начало новой стадии развития младенца. Таков выражение ее первой социальной потребности - потребности в общении.

В своем развитии комплекс оживления преодолевает следующие три этапа: замирание, сосредоточение, улыбки и гуление.

1. Он проявляется на 2-м месяце жизни в ответ на внешние воздействия.

2. На 3-м месяце жизни комплекс оживления формируется в целостную систему и становится основной формой поведения ребенка. Каждый компонент используется адекватно цели общения.

Так, сосредоточение помогает воспринять воздействия взрослого; улыбка является знаком того, что влияние принято и растет удовлетворение; двигательное оживление, вокализации помогают привлечь внимание взрослого, находящегося в поле зрения ребенка, и держать его у себя. Это активный этап.

3. Комплекс оживления становится привычной формой проявления каких-либо положительных эмоциональных переживаний, удостоверяющий его социальную функцию.

Для возникновения комплекса оживления недостаточно только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает предпосылки, при которых у ребенка может возникать радостное переживание. Ему предшествует получение впечатлений, связанных со взрослым.

Если ребенок в первом полугодии получает от взрослого достаточно внимания, он быстро развивается психически: во время бодрствования - активный, жизнерадостный, рано начинает гуляты, улыбаться, у него своевременно возникает комплекс оживления.

При отсутствии впечатлений, эмоционального контакта со взрослыми здоровый, ухоженный ребенок ведет себя апатично или кричит, у него задерживается двигательное, умственное и даже физическое развитие (явление госпитализма). У детей, живущих в условиях дефицита общения, проявляются невротические формы поведения, они чаще болеют.



Общение как ведущая деятельность младенца
Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...

Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка
Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...

Развитие у малыша хватания и манипулирования
Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенца, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время...

Речевое развитие младенца
Речевое развитие младенца. Первый год жизни является довербальных периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка. ...

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни
Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Рекомендуемые статьи:
Ходит сон у окон или тайны сна и сновидений
«Сладких снов!», - Желаем мы друг другу каждый день. И не зря. Ведь чем слаще сон, тем ярче новый день. Но, увы, далеко не всегда и не всем нам сладко спится.Кто видит во сне все подробнос ...
Из чего же сделаны девчонки? Из чего же сделаны мальчишки?
Почему, когда мальчик падает и начинает плакать, ему говорят: «Прекрати! Мужчины не плачут!». А если подобное произойдет с девочкой, ее начнут жалеть? А больно же им обоим, и мальчик исп ...
1 неделя беременности
Говоря о первой неделе беременности, разумеется, следует отметить, что никакого плода на этой неделе еще нет. В акушерстве специалисты первую неделю беременности вычисляют только теоретически. Пр ...
Что делать если ребенок капризный?
«Хочу это!» «Нет, вот это." "Нет, уже не хочу." "Спать не буду!» «Я это не буду есть!» - Такие фразы известные до боли всем родителям. В определенном возрасте мал ...
Нравственное воспитание или кто воспитывает наших детей
Информационная свобода стала одним из основных неоспоримых достижений независимой Украины. Однако если десять лет назад остро стоял вопрос о количестве информации, то сейчас на первый план выходит е ...

Добавление комментария