Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

  Материнство и дети  |   21-05-2014, 09:25  |   1494  |   0

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает различными движениями и действиями с предметами, появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова.

Формируются восприятия, представления о предметах, окружающей действительности. Закладываются предпосылки формирования личности. Важнейшие новообразования в психике младенца формируются в процессе ситуативно-делового и эмоционально-личностного общения.

Общая характеристика психического развития младенцев

Новое отношение ребенка к действительности символизирует начало младенческого периода. Перед тем у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру, появляется возможность выйти со своей активностью за пределы непосредственных влечений и интенсивных тенденций. Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода. На второй стадии также происходит резкое изменение отношения ребенка к внешнему миру.

Это происходит между 5-м и 6-м месяцами жизни. До того в поведении ребенка наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, хватания, оживленные порывы радости, даже желание, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски затерянных игрушек. Все это является активным интересом к окружающему миру. Существенная черта этого возрастного периода - подражание.

На 10-м месяце жизни ребенка исчезают беспорядочные движения и возникают зачатки сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, которые выражают желание. Так начинается новый период - кризис 1-го года жизни.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте

Социальная ситуация развития младенца состоит в том, что все поведение и деятельность ребенка реализуется им непосредственно или через взрослого, или в сотрудничестве с ним.

Младенец Младенец и мама

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию развития в младенческом возрасте Выготский назвал "Мы". По его словам, ребенок вроде взрослого паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли" и другие.

Он ничего не может без взрослого: его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. Особенностью ситуации является потребность в комфорте, а центральным элементом этого комфорта - взрослый.

По словам Д. Эльконина, пустышка и покачивание - своеобразные заменители присутствия взрослого, подающих младенцу сигнал: "Все спокойно!", "Все хорошо", "Я - здесь!". Конечно, ребенок совсем не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направления активности. Он не способен самостоятельно передвигаться, поддерживать свое существование.

Младенец Младенец и мама

Не имеет он и средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических (плач, крик). Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается в взрослом, но не имеет средств воздействия на него. А он ведет себя с ним так, будто надеется на ответные действия, что он понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции.

Взрослый будто-бы приписывает новорожденному понимание своих действий. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении со взрослым. Он знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка - деятельности общения, предметом которой является другой человек (М. Лесуна). С тех пор активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Он начинает влиять на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.



Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Формирование комплекса оживления
На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...

Общение как ведущая деятельность младенца
Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...

Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка
Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...

Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста
Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...

Рекомендуемые статьи:
Что скрывается под дружбой мужчины и женщины
Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? Для начала определим само понятие дружбы. Факт остается фактом: в представлении общества более значимой и благородной является «бескорыстная дружба ...
Энергетика дома
Наш дом - это пространство, наполненное различной энергией, которая является одной из источников существования человека. И если энергоинформационная структура жилья подобна энергоинформационной структ ...
Как устроить детям настоящий Новогодний праздник
Подарить детям настоящий Новогодний праздник не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Подготовку начинайте заранее, чтобы все успеть: продумать меню, купить подарки, сшить костюмы, п ...
Груша: лучшие сорта и виды груш
Как правило, у обычного потребителя, когда речь заходит о грушах, знания сводятся к одному названию "бера". Это в его представлении — что-то большое и вкусное. А если оперируем словами Лимонка, ...
Использование эфирных масел для оздоровления
Чтобы проверить, вредит Вам масло, надо сделать кожную или обонятельную пробу. Для кожной пробы разводят одну каплю эфирного масла в 1/3-1/4 чайной ложки подсолнечного и втирают небольшое количество э ...

Добавление комментария
 

Гадание онлайн на картах Таро Гадание онлайн на картах Таро