Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

  Материнство и дети  |   21-05-2014, 09:25  |   1857  |   0

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает различными движениями и действиями с предметами, появляются способность к пониманию человеческой речи и первые самостоятельные слова.

Формируются восприятия, представления о предметах, окружающей действительности. Закладываются предпосылки формирования личности. Важнейшие новообразования в психике младенца формируются в процессе ситуативно-делового и эмоционально-личностного общения.

Общая характеристика психического развития младенцев

Новое отношение ребенка к действительности символизирует начало младенческого периода. Перед тем у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру, появляется возможность выйти со своей активностью за пределы непосредственных влечений и интенсивных тенденций. Перед ним встает внешний мир. Так начинается первая стадия младенческого периода. На второй стадии также происходит резкое изменение отношения ребенка к внешнему миру.

Это происходит между 5-м и 6-м месяцами жизни. До того в поведении ребенка наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, хватания, оживленные порывы радости, даже желание, экспериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски затерянных игрушек. Все это является активным интересом к окружающему миру. Существенная черта этого возрастного периода - подражание.

На 10-м месяце жизни ребенка исчезают беспорядочные движения и возникают зачатки сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, которые выражают желание. Так начинается новый период - кризис 1-го года жизни.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте

Социальная ситуация развития младенца состоит в том, что все поведение и деятельность ребенка реализуется им непосредственно или через взрослого, или в сотрудничестве с ним.

Младенец Младенец и мама

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию развития в младенческом возрасте Выготский назвал "Мы". По его словам, ребенок вроде взрослого паралитика, который говорит: "Мы поели", "Мы погуляли" и другие.

Он ничего не может без взрослого: его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. Особенностью ситуации является потребность в комфорте, а центральным элементом этого комфорта - взрослый.

По словам Д. Эльконина, пустышка и покачивание - своеобразные заменители присутствия взрослого, подающих младенцу сигнал: "Все спокойно!", "Все хорошо", "Я - здесь!". Конечно, ребенок совсем не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направления активности. Он не способен самостоятельно передвигаться, поддерживать свое существование.

Младенец Младенец и мама

Не имеет он и средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических (плач, крик). Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается в взрослом, но не имеет средств воздействия на него. А он ведет себя с ним так, будто надеется на ответные действия, что он понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции.

Взрослый будто-бы приписывает новорожденному понимание своих действий. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении со взрослым. Он знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка - деятельности общения, предметом которой является другой человек (М. Лесуна). С тех пор активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Он начинает влиять на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.



Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца
Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...

Формирование комплекса оживления
На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...

Общение как ведущая деятельность младенца
Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...

Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка
Поступательное развитие моторики ребенка обеспечивает становление всех психических функций. Исследуя пространство, ребенок знакомится со свойствами предметов, начинает использовать их свойства для...

Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте
Овладение ползанием и другими движениями в младенческом возрасте. Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они имеют...

Кризис новорожденности
Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...

Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы
К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...

Развитие плода в утробе матери
За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...

Развивающее обучение детей
Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...

Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста
Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...

Рекомендуемые статьи:
Кем стать? Выбор профессии
Мечта каждого из нас - реализоваться как личность и идти с радостью не только с работы, но и на работу. Но где можно себя проявить? На кого сегодня есть спрос? На медсестер или супервайзеров? Поэтом ...
Что смотрели в кино
«ГАМЛЕТ», режиссер Григорий Козинцев. За один год этот шедевр ухитрился получить 24 престижные международные премии. От Гамлета в исполнении Иннокентия Смоктуновского холодок по спине проб ...
Искусство общения с разными людьми
Каждый из нас попадал в ситуацию недоразумения при общении, независимо от того, какой была тема разговора, с кем именно мы разговаривали и к какому психологическому типу принадлежал собеседник. Иног ...
Использование музыки, запаха и цвета для снятия усталости
Психологический эффект сводится к созданию у людей иллюзии пребывания на природе. С этой целью используют фото-слайды с картинами природы, стереофонические записи пения птиц, музыки, цветомузыки. Лу ...
Особенности бескаркасных автомобильных кресел для детей
Современные родители, после рождения ребёнка, по-прежнему ведут активный и привычный образ жизни. Таким образом, малыш уже с грудничкового возраста ездит с родителями в машине в супермаркеты и более д ...

Добавление комментария
 

Гадание онлайн на картах Таро Гадание онлайн на картах Таро