Более трети жителей Земли (37%) проживает в двух странах - Китае и Индии. Население Китая 1,340 млрд., Индии - 1,200 млрд. человек. Китай сейчас - локомотив мировой экономики; Индия, похоже, готовится им стать.
По прогнозам серьезных организаций, через пару десятилетий эти страны могут поменяться местами - по крайней мере, по количеству населения. По моим непродолжительными наблюдениями, это похоже на правду.
На индийских улицах очень много молодежи и детей. В отличие от Китая, где принята государственная программа по сдерживанию численности населения, в Индии таких ограничений нет.
Индийские семьи очень крепкие, несмотря на необычность самого процесса создания семьи. Родители выбирают невест для своих потомков еще в детском возрасте. Основные требования - социальный статус (прежде - принадлежность к той же касты) и гороскоп. До свадьбы женихом даже не обязательно видеться.
Современная молодежь (по крайней мере, в крупных городах) все больше знакомится со своими половинками без участия родителей и проходит букетно-пирожных период, который ничем не отличается от нашего. Тем не менее, мой коллега-индус, который работал в Киеве, имел невесту еще с шестилетнего возраста, так что глубокие восточные традиции и дальше живут и процветают.
Когда в индийской семье рождается девочка, родители сразу начинают откладывать деньги на приданое, которое будет гарантией хорошего обращения с ней в новой семье. Чем богаче жених, тем больше денег нужно собрать. А после свадьбы он забирает юную жену вместе с ее приданым к своим родителям. Если невестка, живя в семье мужа, умирает в течение двух лет после женитьбы, то государственные органы могут инициировать расследование, чтобы установить, не отправили ее на тот свет новые родственники (основной подозреваемый почему-то - свекровь ...)
В Индии нет пенсионной системы. Небольшую пенсию получают только немногочисленные государственные служащие. Поэтому дети понимают, что должны содержать родителей и помогать им, если те не смогут работать. Так и живут все вместе, уважая старших по возрасту и прислушиваясь к их мнению, надеюсь, мирно и счастливо...
Индусские семьи я видел на празднике в городе Майсур. Ведь субботний день мы с коллегами решили посвятить ближайшем знакомству с Востоком. Предлагаем вам также ознакомиться с познавательной презентацией Индии.
Поскольку основная туристическая «фишка» Индии - Тадж Махал - находится от Бангалора очень далеко (5 часов самолетом до Дели и 4 часа на автобусе до Агры, где расположен мавзолей), а прекрасные пляжи - Гоа, Мальдивы и Шри-Ланка - оказались хоть и ближе (1-2 часа на самолете), но менее привлекательными с познавательной точки зрения, то после консультаций с индийскими коллегами и поисков в Интернете мы выбрали город Майсур в 150 км юго-западнее от Бангалора. Он имеет более миллиона жителей, давнюю и славную историю и много туристических достопримечательностей. Главнейшая из них - огромный и роскошный дворец, где несколько веков проживала династия местных правителей.
Чтобы попасть на территорию дворца, пришлось выстоять почти час в очереди - в субботу было какое-то религиозный праздник и связанный с этим фестиваль, основные события которого разворачивались именно на территории дворца, и посетителей было море. В многотысячный очереди к королевскому дворцу - молодые пары и большие семьи: совсем маленькие детки, молодежь и взрослые, а также семидесяти-восьмидесятилетняя бабушки-прабабушки, бережно поддерживаемые детьми и внуками ...
Сам праздник был чем-то похоже на наши Троицу: здания и транспорт обильно украшенные зеленью - банановыми листьями, каким-то кувшинками и гирляндами из цветов. (Про шопинг перед отъездом и отдых в Индии читайте здесь).
Владельцы и водители будто соревновались, кто лучше украсит свою машину: новую иномарку, страшненькую грузовик, автобус или желтую рикшу «тук-тук» (это местное название рикш; в Бангалоре их, по словам нашего водителя, 150 тысяч). Праздничную растительность дополняла раскраска красками. Среди популярных мотивов росписи по автомобилям - древний символ вечного движения и совершенства, знакомая всем и неприличное для европейцев свастика.
Королевский дворец в Майсуре - огромный и прекрасный, имеет гигантскую территорию с парками и зданиями - некий индийский Версаль. Мы попали в него перед началом большого шоу с участием сотни-другой актеров, переодетых в экзотические костюмы и маски, и пять слонов. Последние были очень спокойны но, учитывая размер, все равно немного угрожающие ... Если я правильно понял, кульминация шоу - слоны бегут по широкой дороге, а перед ними (или за ними) бегут зрители ... О безопасности позаботились - у этого места стоит полицейский автобус, пожарная машина с водометом, и полицаи, вооруженные ружьями и бамбуковыми палками.
Но шоу мы не дождались - пошли внутрь дворца. Зайти было непросто: поскольку в Индии во все религиозные и исторические места вход разрешен только босиком, сначала нужно было снять обувь и сдать обувь на хранение за символическую плату - пол-рупии (5 копеек). Фотографировать во дворце запрещено, поэтому фотоаппараты оставили в другой камере хранения за 5 рупий. На входе - рамка металлоискателя и просвечивания сумок, как в аэропорту.
Сама экскурсия организована так: несколько тысяч посетителей дворца (на 99,9% - индусы, индуски и индусенята) в плотной толпе босиком шлепают по каминных полах лестниц, коридоров и залов. С помощью стоек с лентами для посетителей организован лабиринт-маршрут через весь дворец. Через каждые несколько метров стоят охранники с бамбуковыми палками и свистками. Если кто-то пытается отклониться от маршрута или надолго останавливается, задерживая трафик, охранник громко и резко свистит, жестикулирует и что-то кричит.
Один турист не сдал фотоаппарат и успел сделать снимок-свиста и крика было очень много, а отснятый кадр пришлось стереть ... Интерьер индийского дворца - невыразимо роскошный, но хорошо рассмотреть и ощутить его атмосферу, увы, так и не удалось из-за специфической организации экскурсии...
Марко Поло, вероятно, спал в седле. Ведь дальше на восток нет земли, ведь Индия - это предел, это то, что с краю...
По дороге во дворец мы посетили птичий санктуарий (заповедник). В пойме реки, где он расположен, постоянно проживающих местные птицы и останавливаются перелетные. На территории стоят таблички с рисунками пеликанов, павлинов, фазанов и т.д., а деревья на берегах обильно покрытые пернатыми. Для нас - экзотика, а там - обычное дело. Еще заповедник запомнился щитом с ценами за вход: дети - 10 рупий, взрослые - 25 рупий, иностранцы - 75 рупий. Мелочь, а неприятно ... (Хотя в Украине также существует такая плохая практика - брать с иностранцев большую плату за экскурсии и проживание в гостиницах).
Над равнинным Майсур возвышается одинокая гора, покрытая густым зеленым лесом. На вершине - телебашня, чуть поодаль - индуистский храм, который, словно магнит, притягивает паломников и туристов. На подступах к храму - ярмарка сувениров, одежды, продуктов (например, целые горы зеленых кокосов - продавец огромным ножом-тесаком срезает верхушку, вставляет в отверстие трубочку, и можно пить прохладный сок).
Свободно блуждающих коров впечатляющее количество - как на ферме. День открытых дверей. Впрочем, никому до них нет дела, как и коровам к людям. Также у святыни много макак. Они настойчивы и агрессивны - пытаются отобрать у людей еду, дерутся между собой за фрукты, оставленные посетителями на жертвенном алтаре, скачут по культовым сооружениям.
Чуть менее назойливые продавцы сувениров и нищие. Могут сто метров идти за тобой следом, пытаясь «впарить» свой товар, спрашивают с которой ты страны, просят монетку «на память». Что же, отдать блестящие 25 копеек или большой прохладный пятак мне совсем не жалко. И уже не удивляет, что через двадцать метров в качестве сувениров продают коллекции современных монет из разных стран...
Пока мы рассматривались и фотографировались, сзади послышался музыка - из храма на носилках вынесли статую божества и делали обход вокруг здания в сопровождении оркестра (ударные и духовые инструменты) и служителей культа. Интересно, особенно если знать, что это значит.
Чуть ниже храма на той самой горе стоит еще одна святыня - для себя я назвал ее Памятник Черной корове. На самом деле это бык лежит высотой где-то 3-4 метра. Паломники разуваются, подходят к статуе, дары приносящих (фрукты, цветы), а туристы фотографируются. Вокруг все, как и везде: ярмарка, шум, нищие, калеки, туристы, коровы, собаки...
До Бангалора возвращался с кучей новых впечатлений, к тому же наблюдал за красочной местной жизнью через окно микроавтобуса.
Как-то я прочитал заметки одного путешественника с замечанием, что над Индией както пролетел самолет с битым кирпичом и мусором, у которого вдруг открылся люк... Без обид, но это похоже на правду. Пословица о том, что «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят» - не об этой стране. Кучи мусора, конечно же, убирают, но на следующий день вырастают новые - из кокосовых скорлуп, непроданных своевременно и испорченных фруктов, строительного мусора, картонных коробок...
Местные жители относятся к таким бытовым неудобствам спокойно: куча мусора на всю ширину тротуара - что же, нельзя обойти по проезжей части; давно выкопана канава двухметровой глубины вдоль дороги - видимо, кому-то нужно было ее там вырыть, а ты, пешеход, смотри под ноги . Кусок арматуры, торчащей из земли - кто-то оставил, не трогай.
Вдоль загородных дорог аккуратными рядами посажены кокосовые пальмы и банановые деревья с большими, плотными и гладкими, листьями. Здешние бананы маленькие (10-15 см в длину), но сладкие и вкусные. На продовольственных рынках и на дороге продают очень много банановых листьев: в них заворачивают продукты и используют вместо тарелок - из них едят руками. На прилавках целые горы фруктов, овощей, зелени, специй - кажется, продовольственный кризис Индии не грозит.
Правда, большинство индусов вегетарианцы. Мясо я видел только в супермаркете. В заведениях питания - ягнятина (на самом деле только одно название - в основном кости), курица, индейка. Блюда из телятины в меню есть (хотя коровы и священные животные), но на просьбу принести говяжий стейк официант каждый уточнял на кухне наличие мяса, и каждый вежливо сообщал, что телятины сегодня нет... Есть еще рыба и морепродукты (должен сказать, очень вкусные).
Пряности и специи в Индии имеют общее название «масала». Это слово в контексте индийской национальной кухни может означать все, что угодно - и реактивные супы и вторые блюда, и сладости (здесь «масала» означает «с изысканным вкусом, деликатесный»), и даже чай. Индусы пьют его в основном с молоком и большим количеством специй и пряностей - гвоздика, корица, имбирь, кардамон. Такой особый чай также называют «масала».
В разделе «домашнее фауна Индии» вспомню худеньких коз с отвисшими, как у спаниелей, ушами, несчастных нагруженных ослика, мулов (гибрид осла и конька), иногда и верблюдов. Конечно, коровы (три разновидности) - вне конкуренции: одни похожи на наших, но гораздо меньше по размерам и худые, другие - большие белые и черные воли (или, может, буйволы) с крутыми длинными рогами. Этим повезло меньше, потому их всячески эксплуатируют в народном хозяйстве. Третьи - коровы зебу с высоким массивным горбом на шее.
Индийские собаки - средние по размеру, цвету и неопределенного пола, на удивление тихие и спокойные. Я ни разу не слышал их лая или какого-либо другого проявления агрессии, - они просто лежали, стояли, медленно ходили...
Больше всего в Индии меня поразили большие и гордые птицы, которые кружат над мегаполисом. Их очень много и летают они высоко и медленно, словно осматривая свои владения, но иногда опускаются так, что можно разглядеть. У них широкий размах крыльев (вероятно, более одного метра), массивный хвост, гордая голова. Наверное, из-за соседства с такими хищными гигантами воробьев и голубей в городе гораздо меньше, чем у нас, и они не такие наглые...