Техника речи. Стиль произношения и язык движения тела

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение).

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает следующие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, причем имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления существенно снижается.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульсы наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится нечто вроде жеста, которым распугивают кур: кыш - кыш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичков.
2) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулирует руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
3) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция-элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
4) Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
5) Жесты должны соответствовать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего.

Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям его произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на этологическом уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такое, что "ласкает" слух, и какофонична, что "оскорбляет" слух, произношение.

В интонационно-тембральном звучании - духовное богатство личности человека. Возможно ли объяснить некоторые правила и законы произношения и риторического воздействия на слушателей? Попробуем их назвать:

Категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:

  • 1. постановка дыхания
  • 2. деления языка на такты
  • 3. паузация
  • 4. темпоритм
  • 5. интонация
  • 6. логические и психологические ударения
  • 7. тембр голоса
  • 8. дикция и артикуляция
  • 9. громкость, звучность

Оратор возле трибуны1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владение дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего психофизиологического аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мыслью. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной степени творческого волнения продолжается на протяжении всего творческого пути ритора.

Поставить правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, так и с помощью упражнений.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ног, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).

2. У ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась излишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложенное идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты. Стихийной, неупорядоченной, такой, что подчиняется неким законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дикторов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения языка на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где неупорядоченное дыхание и возможные то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненными заиканням и блеянием...

Не случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом Станиславский: "Берите почаще книгу, карандаш и размечают прочитанное по языковым тактах. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимые том, что они заставляют анализировать и вникать в их суть. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубоким по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите... Работу над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз".

3. Поэтому приходится рекомендовать всякому риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие языка. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Не целесообразны как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократических будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должно появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, не владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "кулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.

Однако оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленном темпе, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время обучения темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что не "бросаются на ветер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами речи. Нарушения ритма гармонического языка может проявляться в затяжек, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

Умение говорить5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика речи, заключается в особой выразительности звучащего слова. Интонационная выразительность вместе с фиксацией логичности и содержательности важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове с аудиторией, для которой речь оратора становится не мукой, а наслаждением.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны (как правило, оно возникает вследствие семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности); избыточность же состоит в том, что мелодичные ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме свидетельствует, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.

7. Тембром называется особое голосовое окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембрально своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Свидетельством этому являются эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучания. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит Т. В. Матвеева, предварительно отбросив клевета, что тембр "с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый , медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный, холодный, шутливый, ясный и др.. " Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и на одну из которых ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристики голоса. Возможно ли поставить и развивать тембр голоса? Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.

8. Дикцией называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставленная / непоставленные речь (дикция). Дикция, как справедливо пишет Т. В. Матвеева, "обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи". Несомненно, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной речью: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на прежнюю "застойную" правильность.

Одновременно такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, так как всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних СМИ. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Другими словами, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека .

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе превыше всего следует заботиться не о элегантность и утонченность, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серьезных профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично к спортивным занятиям, тренировка речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу , а постепенной трудом и долговременными усилиями.

Умение говорить9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее не воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, необходимо обеспечить избежание ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсирует голос, а скорее заманивает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является внешне "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в устойчивой аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.

Существуют также понятия полётности и звучности голоса.

Полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой голос над головами слушателей (не в подлого и не в потолок). Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она ​​также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет П. Сопер: "Звучность голоса дает оратору возможность донести речь до всей аудитории".

Психологической основой полноты звучания является "уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошего во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм, В нем не будет внятного сигнала, если вы не уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив , ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса ". Физической основой звучности П. Сопер считает дыхание.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные "велосипеды" - это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как "язык тела" или "телесные движения").

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель конечного улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе: "Счастлив, кому природа даровала гибкий, чистый, такой льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарение, что изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы". Про дикцию сказано так: "Речь твердая, такая, что изливает каждое слово, не стремительная и не медленная, дающая каждому звуку надлежащий упор". Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь его ловкая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии овладеть языком и очень дорого платит за его "холодную" мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, необходимо мыслить хорошо, но говорить еще лучше".

Обратим внимание на то, что в риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной речи будут принципиально те же: "напряжение в груди" влечет постановку дыхания и произносимую энергетику ритора, "твердость" языка "выливает" каждое слово, - выразительная метафора, вполне понятное для каждого оратора, занимающегося сегодня тренингами по дикции. Темп - "не стремительный и не медленный"; наконец, трудно описать термин «ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляции.

Возможность обратиться к классики в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых ныне предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение тела.

Язык движения тела

ПрезентацияИнтересно, как последователь М. В. Ломоносова, Амвросий Серебряников описывает лицо, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках: "От лица должен быть прямой, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так , например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, поднятые вверх - величавость и презрение.

Обращение глаз должно быть умеренное, потому скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или суровость - грубую натуру; вообще же глаза должны быть вестниками души ...

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их, возвышать, ударять (это выражать дерзость или страсть неприличное), ни, наоборот, прятать их так, можно вызвать смех или хотя показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и отчетливо) находим у автора "Правил высшего красноречия" Н.Н. Сперанского. К "искусству произношения", по-прежнему принадлежат не только "правильная дикция предложений и периодов, и приличное положение лица и приличные движения головы, рук и прочее". Подводя итоги описанию изменений в лице и движениях головы, рук и пр. .., Н.Н. Сперанский отмечает: "Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки." Жесты. Проксемика как наука изучает:

  •   Пространственное расположение собеседников, их размещение относительно друг друга.
  •   Обычно выделяются зоны общения, или "пространственные зоны'': интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, разделяющее нас в дружеском общении; социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людей.
  •   Положение рук, потому что руки, конечно, самая выразительная часть тела.
  •   Жесты рук и ладоней.
  •   Прикосновение рук к различным частям лица.
  •   Руки в качестве барьеров.
  •   Манеры (позы) сидеть, стоять; положение головы.
  •   Сигналы глаз (например, при общей рекомендации иметь "глазной контакт", различают деловой, социальный (линия глаз и области рта), интимный (ниже подбородка на другие части тела) взгляды.
  •   Поза, которая влияет на окружающих с помощью различных положений тела.
  •   Виды столов и способы размещения участников за ними.

Очень часто недостатки или трудности усвоения новых движений тела возникают в ораторском монологе.

Практические советы относительно положения тела и практики движения тела в ораторском выступлении:

1) Стойте на прямых, напряженных (но не "деревянных") ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожь в коленках" как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает "ногами" нужную позицию, которую не изменяет на протяжении всей своей речи. При этом расположение ног не "военное" (пяти - вместе, носки - врозь) и не "борцовская" (ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с античной практике: одна нога - опорная, другая слегка выдвинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступлении.

2) Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил К. С. Станиславский, "тело посажено на колышек". Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенный вид. При этом, конечно, оратор не должен быть самоуверенным. "Осанка", по мнению М. В. Ломоносова, "вид" способствует тому, что в оратора появляется "длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное "в зобе дыханье сперло" бывает не только "от радости", но и прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающему.

3) Куда девать руки? Вопрос, который волнует каждого, кто вступает на ораторскую дорогу. Положение рук прежде всего должно быть естественным, а жестикуляция оправдана смыслом произносимых слов. Слушатель и зритель как бы не замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает язык. Жест действительно сопровождает язык - он "Паралингвистический" в том смысле, что существует наряду со словами. При этом одинаково негативные как размахивание руками, что происходит или от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), либо от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне смеется часто над такими "горячими" ораторами, оставаясь холодной до смысла слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктивные жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами рук).

4) Оценив походку, позу и движения тела говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает истинный эмоциональное состояние говорящего и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риториках советовали принимать "смело лицо" и "глазами вращать повсюду". Для психологического настроя оратору рекомендуется быть внимательным к аудитории, стремясь иметь "глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого с необходимой (не очень продолжительной) остановкой взгляда на разных слушателях, Обычно рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждом слушателе. Однако взгляд при этом не должен "бегать" (перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть "упрямым" направленным на одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратору.

5) Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также "отсутствует" взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая текст. Не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью); в таком случае рекомендуется учиться "отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, словно посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят глаза вверх. Такой взгляд вверх свойственный ораторам - философам, или лицам , которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория их слушает.

Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и, настойчиво донося смысл своей речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно "или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ораторское приверженность, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудитории. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать излишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и излишняя робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно ощущаются и негативно оцениваются слушателями.

Подводя итог можно сказать, что речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно-психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиотические "невербальные" знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в образе оратора.


Совершенствование навыков техники речи

Выбор формулировки. Выбирая формулировку выступающему необходимо учитывать особенности устной речи, то есть он должен выражаться в соответствии с коммуникативной целью, предмета, речи, а также...


Искусство общения с разными людьми

Каждый из нас попадал в ситуацию недоразумения при общении, независимо от того, какой была тема разговора, с кем именно мы разговаривали и к какому психологическому типу принадлежал собеседник....


Техника делового общения

Проблемы этики и психологии общения всегда интересовали человечество, независимо от становления и развития бизнеса. Психологическая культура речевого общения - это единство знаний, отражающих...


Какой характер скрывается за цветом глаз

В глазах самых дорогих людей мы хотим видеть хорошее настроение, хорошее отношение к нам, тайные мысли. Не зря удивительные глаза называют зеркалом души, потому что действительно так оно и есть. ...


Я хочу сказать тебе... Про умение говорить «да» или «нет»

«У меня есть проблема. Еще в школе мне трудно было отказать ребятам в любой просьбе. Даже когда я не хотела делать то, к чему меня побуждали. Например, пойти после уроков гулять. Я внутренне...


Как себя вести в конфликтной ситуации

О конфликте говорят тогда, когда противоречие между людьми начинает осознаваться и требует решения. Часто причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.Конфликт - это...


Методы решения конфликтов. Как выйти сухим из воды.

В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика эффективного слушания и умение говорить. Б. Бест и М. Бердж включают сюда такие компоненты, как эмпатия, валидация, осознания, обобщения,...


Как не травмировать ребенка разводом родителей

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ СОХРАНИТЬ ПСИХИКУ СВОИХ ДЕТЕЙ Развод - процесс всегда травмирующий, особенно для самых маленьких членов семьи. Когда стоит расставаться и как сделать это так,...


Если стресса избежать не удалось

Стресс - это совокупность общих неспецифических биохимических, физиологических и психологических реакций организма вследствие действия чрезвычайных раздражителей различной природы и характера,...


Современный этикет: автоответчик и мобильный

Автоответчики позволяют нам практически всегда отвечать на телефонные звонки. Они помогают тем, кто звонит, ведь, оставив свое сообщение, человек чувствует, что он сделала если не всю, то половину...


Свадебное платье: выбираем самое красивое! Фото
В преддверии свадьбы вас ожидают приятные хлопоты: выбор ресторана, заказ меню, поиск тамады, фотографа, приглашение гостей. Но самый ответственный момент для невесты – это выбор свадебного плат ...

Секс спустя много лет после брака
Вам хорошо вместе, всегда есть что сказать друг другу. Вот только секс... стал пресным и скучным. Возможно не все пропало и стоит все же попробовать расшевелить любимого?Опытные люди (те, что прожил ...

Кто такие пикаперы и что с ними делать
Много слов и поступков убивают романтику в отношениях двух любящих людей. Но в ваших силах все изменить. Главное правило: не впускать в свою спальню основных врагов идеального секса - комплексы, уста ...

Цвет - стимулятор обучения
Для стимуляции обучения наблюдайте разнообразные цвета (например, цветные квадратики 9x9 см), поскольку при этом активизируются различные зоны мозга. Избегайте цветного голода. При отсутствии цветов ...

Микроволновка - незаменимый помощник
Все методы приготовления пищи, начиная с горячих углей костра и заканчивая современными газовыми, электрическими, индукционными плитами - это, в общем, одно и то же банальный процесс: нагрев посуды, ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария