DataLife Engine > Материнство > Русские народные сказки - первый учитель жизни в семье

Русские народные сказки - первый учитель жизни в семье


28-12-2011, 17:39. Разместил: Admin

Ребенок читает сказкиВажное место в памятниках народной педагогики большинства народов мира занимают сказки. По своим жанровым особенностям они, по сути, выступают на первый план учителя жизни в семье.

Известно, что К.Д. Ушинский видел в народных сказках первую попытку создания народной педагогики. В предисловии к своему учебнику "Родное слово" педагог писал: "Многие русские сказки (украинские тоже. - Авт.) Идут, конечно, с глубокой языческой древности, когда они совсем не были сказками, а истинными верованиями народа.

Но, многие из них, очевидно, народ переделал или заново составил специально сказки для детей. Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был способен соперничать в этом случае с педагогическим гением народа.

Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных специально для детей образовательной литературой. В народной сказке больше поэзии для ребенка, - народ рассказывает детям свои детские мечты и по крайней мере наполовину верит сам в эти мечты".

В народных сказках К.Д. Ушинский видел большую значимость как в дидактическом, так и чисто воспитательном плане. Поэтому в учебную книгу он включил так много сказок и народных рассказов.

Когда идет речь о национальном воспитании ребенка как гражданина своей страны, уместно читать сказки прежде всего своего народа. Ведь в них отражен национальный дух этноса, быт, обычаи, особенности культуры, взаимоотношений людей, составляющих основу формирования национального менталитета. Одновременно ребенка нужно постепенно вводить в мир сказок других народов.

Большое значение устному народному творчеству, в частности народным сказкам, предоставлял Л.М. Толстой. В его книге "Азбука", которая была своеобразным букварем для детей начальной школы, кроме пословиц, загадок, подано много народных сказок и рассказов. Кстати, над этой книгой писатель работал более 17 лет. Одновременно с обучением грамоте, слушая или читая сказки, рассказы, дети проходят большую школу социального становления.

Дедушка читает сказки внучкеТалантливые педагоги всех народов широко используют народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. Нередко они и сами пишут сказки, небольшие рассказы с учетом возраста детей. Так поступали К.Д. Ушинский, Л.М. Толстой, В.О. Сухомлинский и др..

В.О. Сухомлинский всю свою жизнь посвятил воспитанию детей. Занимаясь непосредственно обучением школьников, Василий Александрович оставил в наследство сотни научных произведений. Среди них сказки и рассказы для детей, в которых собрана народная мудрость о социальном становлении личности. Уже после смерти вышла в свет его книга "Хрестоматия по этике". Это своеобразная энциклопедия народной педагогики. Представленные в ней рассказы, сказки, былины наполнены духом народной мудрости. Все они систематизированы по тематике содержания этики: "Красота - радость жизни», «Человек - это сила духа"; "Человек - Высшая ценность", "Уважение и почитание старших","Путешествие к истокам мысли","Человек оставляет себя в человеке"; " Гармония труда, счастья и долга"; " Развивай в себе чуткость".

Для примера остановимся на одной сказке В.А. Сухомлинского из рубрики "Уважение и почитание старших".

Седьмая дочь

Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Вернулась мать домой через месяц. Когда она вошла 8 хату, дочки одна за другой начали говорит, как они соскучились по Матерью.

- Я соскучилась по тебе, как маковая цветочек за солнечным лучом,
- Сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - сказала вторая дочь.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет за птичкой, - ворковала третья дочь.
- Мне тяжело было без тебя, как Пчелке без цветка, - сказала четвертая дочь, лащась к матери и заглядывая ей в глаза.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - щебетала пятая дочь.
- Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, - прошептала шестая дочь.

А седьмая дочка ничего не сказала, хотя сказать ей нужно было очень много. Она сняла с ног Мамочки обувь и принесла ей воды в большой миске - помыть ноги".

Такие сказки, как и народные, содержат огромный потенциал формирования нравственных ценностей у детей.


Вернуться назад