Физиологические особенности новорожденного

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы, появление комплекса оживления. В этот период появляется кризис новорожденности.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Рождение является большим потрясением для организма ребенка. От существования в относительно постоянной среде (организме матери) он переходит в совершенно новые условия воздушной среды с многими раздражителями, которые часто меняются, в мир, где он должен стать умной личностью.

Длина тела новорожденного составляет примерно 50-51 см, вес - 3,4-3,5 кг. За первый месяц вес тела увеличивается на 600 г. У него еще непропорциональные отдельные части организма: относительно большая голова, длинное туловище и короткие конечности. Позвоночный ствол почти прямой, головка падает на грудь.

После рождения резко меняется форма взаимодействия организма ребенка и среды. Особенно быстро происходят изменения в деятельности различных систем, органов и организма в целом. Ребенок делает первый вдох, сопровождающийся криком: легкие, которые были к моменту рождения в спящем состоянии, расправляются. Через несколько часов после первого вдоха у новорожденного устанавливается равномерное дыхание.

В момент рождения аппарат пищеварения ребенка еще очень слаб, он может переваривать только материнское молоко или специально изготовленные молочные смеси. Физиологические изменения в организме новорожденного ребенка связаны не только с изменением образа питания, но и с изменением (снижением) температуры среды примерно на 15-18 ° С.

НоворожденныйПериод новорожденности характеризуется развитием органов и защитных систем, прежде незрелостью центральной нервной системы, слабо приспособлена к новым внешним условиям. Поэтому даже незначительные неблагоприятные воздействия (смена воздуха, пищи и т.д.) могут вызвать серьезные проблемы в детском организме.

Новорожденные дети уязвимы к заболеваниям, вызванных нарушениями течения внутриутробной жизни, родами (травмы, кровоизлияния в различные органы и т.д.). Особенно опасны кровоизлияния в головной мозг, которые могут вызвать судороги, спазматические параличи. Нередки болезни пупка и пупочные утра, воспалительные заболевания кожи (дерматиты).

На этом этапе дети очень чувствительны к микробам кокковой группы (стрептококков, стафилококков, пневмококков), поэтому у них бывают гнойные воспаления кожи (пиодермия) и пупка. Возможны также и расстройства, обусловленные недостаточной функциональностью различных органов.

Одним из них является физиологическая желтуха (50-70% новорожденных), возникающий вследствие усиленного разрушения эритроцитов в первые дни после рождения, недостаточной функциональной способности печени. Наблюдаются также физиологическое уменьшение веса тела, мочевой инфаркт, половые кризиса новорожденных.

Значение рефлексов  в развитии новорожденного ребенка

Новорожденный ребенок большую часть времени спит. Но уже в первые дни время бодрствования (короткие интервалы между сном) достигает нескольких часов в сутки. Во время бодрствования ребенок проявляет три формы активности:

1) спокойное бодрствование: ребенок лежит с открытыми глазами, не проявляя двигательной активности, в т.ч. и мимической (гримасы). Заметив предмет, который движется, она может сопровождать его взглядом;
2) активное бодрствование: глаза ребенка открыты, дыхание, как правило, неровное. Она делает быстрые хаотические движения, в которых принимают участие все части ее тела;
3) крик: ребенок издает громкие, неразборчивые, иногда надрывные звуки, двигаясь ("барахтаясь"). Взрослые нередко оценивают это как плач.

Мама с младенцемВ поведении новорожденного проявляются разнообразные жизненно необходимые рефлексы, обеспечивающие приспособление организма к условиям окружающей среды, является реакцией на действие внешних и внутренних раздражителей. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).

Рефлексы (лат. reflexus - отражение) новорожденного - рефлексы, которыми обладает новорожденный ребенок большинство из которых исчезает на 2-4-м месяце его жизни.

Систему основных рефлексов новорожденного образуют:

а) защитный, который предохраняет организм от вредных и сильных воздействий, необходимый для выживания и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Например, сужение зрачка глаза младенца в ответ на действие яркого света; резкое смахивания руками и ногами, если дернуть за пеленку, на которой лежит новорожденный, с целью удаления от раздражителя или ограничения его действия;

б) ориентировочный, что является реакцией, направленной на контакт с раздражителем. В первоначальной форме этот рефлекс выражен в направлении взгляда на яркий или блестящий предмет. Затем ориентировочную реакцию вызывает новое для ребенка явление. Уже на первый-третий день жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденные следят за источником света, медленно перемещается;

в) ориентировочно-пищевой, обеспечивающий готовность ребенка к новому типу питания. Прикосновение к губам, других частей лица вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку, открывает рот;

г) сосальний, который выражается в том, что ребенок начинает сосать вложенный в ее рот предмет. Этот рефлекс важный для новорожденного

д) обезьяний (рефлекс Робинзона), который не имеет жизненно важного приспособительного значения. Например, прикосновение пальцем к ладони вызывает слишком сильное как для новорожденного реакцию схватывания, вследствие чего он может даже повиснуть, держась за пальцы, как обезьянка. Таков рефлекс ползания (прикосновение к пи-дошв вызывает рефлекторное отталкивание) рефлекс подбрасывания ручек (рефлекс Моро), когда ребенку угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх и опускает руки или ладони, будто готовые схватить что-то;

е) плавательный, благодаря которому новорожденный не утонет, так как он уже задерживает дыхание и барахтается что и удержит его на воде.

Физиологические особенности новорожденногоВсе эти рефлексы унаследованные от животных предков. На их основе ничто человеческое не развивается. Большинство из них исчезает уже в первом полугодии: рефлекс Робинзона ослабляется до 4-го месяца жизни, до того, как возникнет целенаправленный акт хватания; рефлекс ползания с опорой на подошвы не является предпосылкой самостоятельного передвижения в пространстве, поскольку ползание младенца начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук. Учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются задолго до рождения.

Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка, они помогает ему приспосабливаться к новым условиям существования. Благодаря им новорожденный овладевает новым типом дыхания и питания. Если до рождения плод развивался за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты - детского места - из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт).

Это приспособление происходит рефлекторно: после наполнения легких воздухом система мышц включается в ритмичные дыхательные движения. Дыхание происходит легко и свободно. Питается ребенок на основе ссального рефлекса. Включенные в ссальний рефлекс врожденные действия сначала плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро иссякают силы.

Вся его активность направлена ​​на насыщение. Большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции, благодаря которому организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам.

Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда можно наблюдать врожденные инстинктивные формы его поведения, направленные на удовлетворение органических потребностей (В кислороде, пище, тепле). Они не могут создать основу психического развития ребенка, а лишь обеспечивают ее выживание.


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...


Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...


Формирование комплекса оживления

На 1-м месяце жизни младенца является асоциальным существом, которое живет в замкнутом мире, будто оторванном от действительности, а внутренний мир его ограничен врожденной способностью...


Общение как ведущая деятельность младенца

Общение как ведущая деятельность младенца. Ведущей деятельностью в младенческом возрасте является общение, поскольку оно обеспечивает главные линии психического развития. В зависимости от...


Развитие плода в утробе матери

За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...


Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...


Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...


Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя.В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного...


Про имена и именины

В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...


Принцип и критерии подбора делового гардероба
Не следует становиться жертвой моды. Ваш рабочая одежда является своего рода вложением денег, которое должно работать несколько лет, не стоит, подбирая гардероб, останавливаться на ультрасовременных ...

Вред и польза компьютера
Несколько дней назад, спеша по делам, я стала свидетелем диалога двух мальчишек лет восьми-девяти, выходивших из компьютерного клуба. Один из них держался за голову и ошалело глядел вокруг покраснев ...

Украинская свадьба: обряды и традиции
Украинская свадьба - это одно из самых красивых и символических празднеств славянской культуры. Касательно такой свадьбы существует огромное множество различных обрядов и традиций. В связи с этим свад ...

Велосипедный и спелеологический туризм в Украине
Велосипедные путешествия чрезвычайно популярны в мире, что объясняется их неоспоримыми преимуществами перед другими видами активного отдыха. Во-первых, такова значительно большая скорость передвижен ...

Таинства и обряды
Христианское вероучение считает, общение с Богом и святыми сверхъестественным процессом, таинством, недоступным рациональному пониманию. Первоначальные христиане знали только два таинства: крещение ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария