Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо включение ребенка в один из видов деятельности, что соответствует ее потребностям и интересам. Знание этих закономерностей помогает познать условия, при которых обучение наиболее способствует психическому развитию детей, становится развивающим.

Развивающее обучение - обучение, направленное на достижение наибольшей эффективности развития познавательных возможностей ребенка (восприятие, мышления, воображения, памяти и т.д.).

Оно должно сосредоточиться на формировании у детей ориентировочных действий, максимально использовать характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности. Центральным моментом в работе с дошкольниками является формирование у них действий, которые образуют ориентировочную часть ИХ предметной деятельности, игры, рисование, конструирование и т.д..

Такие действия могут направляться на выяснение свойств предметов, возможностей их использования в предметной деятельности, на анализ предметов, явлений, событий, человеческих поступков, которые отображаются в играх, рисунках, на выработку замыслов конструкций, рисунков, игр и нахождение способов их воплощения.

Обучение действий, касающихся практической части детских видов деятельности (техники рисования, конструирования, использование предметов и игрушек), не менее необходимо, поскольку без них деятельность невозможна. Однако оно не должно превращаться в самоцель, отрываться от формирования ориентировочных действий. В противном случае обучение может стать банальным, лишенным развивающей ценности.

Некоторые родители и воспитатели пытаются натренировать каждое движение ребенка, свести обучение к подражанию готовых образцов. Даже во время ролевых игр взрослые иногда навязывают ребенку готовые рецепты поведения, лишая его возможности самостоятельно воспринимать, осмысливать действительность, которая отражается в играх, рисунках, конструкциях. Отрицательным выступает и другая крайность - предоставление детям такой самостоятельности, при которой они остаются наедине с действительностью и вынуждены вслепую искать способы его познания и отражения.

Развивающее обучение детейПсихологически правильным является постепенное усложнение задач, которые требуют от ребенка самостоятельного познания, специальное обучение способам и приемам такого познания, планомерного обследования предметов, выявление и сравнение их свойств, формирование выводов, применение полученных результатов в деятельности.

Во все виды деятельности нужно вносить как можно больше элементов творчества: побуждать детей к развертыванию сюжетных игр, создания рисунков и конструкций по замыслу. При этом важно помнить, что отображающей и творческая стороны деятельности не только не противоречат друг другу, но и взаимообогащающего: усовершенствование одной является основой для формирования другой. Поэтому, чем легче и правильнее ребенок воспринимает, передает в рисунке особенности реальных предметов и явлений, тем больше он имеет возможностей для создания и воплощения творческого замысла.

Детские виды деятельности не могут вместить в себе все знания и умения, которые ребенку необходимо усвоить до 7-летнего возраста. Поэтому на занятиях в дошкольном учреждении широко используются не только игровые приемы обучения, задачи по рисованию, конструированию и т.д., но и учебные задания, которые побуждают ребенка научиться чему-то новому. Решение учебных задач основывается на любознательности детей, их познавательных интересах.

С учетом этого формируют учебные задания, направленные на усвоение детьми основ математики, грамоты, ознакомление их с явлениями природы и общественной жизни, на выработку координированных движений, некоторых умений и навыков в области музыкальной деятельности (пение, ритмика) и другие. В этой деятельности нужно придерживаться принципа развивающего обучения, заботиться прежде всего о формировании у детей ориентировочных действий. Например, во время обучения математике главная функция педагога заключается в оказании помощи ребенку научиться выделять в любых предметах и ​​ситуациях их отношения.

Следовательно, формирование ориентировочных действий начинается с их усвоения во внешней форме, затем вследствие интериоризации они становятся внутренними, психическими. Поэтому развивающее обучение предполагает выработку таких способов использования внешних средств и приемов, которые помогут ребенку ориентироваться в условиях выполнения познавательных учебных задач.

Мама с ребенкомОбучение и сензитивные периоды развития психики ребенка

Каждый возрастной этап неодинаково восприимчив к различным видам обучения. В жизни ребенка есть много периодов, когда определенные учебные воздействия оставляют сильный след в ее психическом развитии. их называют сензитивными периодами развития.

Сензитивные (позднелат. Sensitivus - чувствительный) периоды развития - благоприятные для развития определенных психических функций (восприятия, речи, памяти и др.). периоды, определяющие психическое развитие ребенка и имеют решающее значение для его обучения и воспитания.

Срок ввела итальянский педагог Мария Мон-тессори (1870-1952). Существенно обогатил его содержание Выготский, который ввел термин в теорию соотношения обучения и развития. Он доказал, что обучение является двигателем развития ребенка тогда, когда оно совпадает по времени с оптимальными сензитивными периодами.

Примером нарушения этой закономерности случаи "воспитания" маленьких детей животными. После их возвращения в человеческое общество возобновить и довести до нормы их чисто человеческие психические функции (речь, мышление, воображение и др.) не удается, поскольку истек сенситивный период развития этих функций.

Самое высокое, например, научить ребенка речи от полутора до трех лет, когда она усваивается особенно легко, принципиально меняет поведение ребенка, стимулирует психические процессы восприятия, мышления и др.. Если по каким-то причинам ребенок до трех лет не стал говорить, дальше усвоение речи происходит с большими трудностями. Отклонения в психическом развитии, возникшие из-за отсутствия речи, требуют специальной компенсации.

Поэтому глухонемые дети, которых начинают обучать речи после трех лет, отстают во многих видах деятельности, развития психических процессов и качеств: им недоступны сюжетно-ролевые игры, предметное рисование, у них задержано развитие восприятия и мышления. Для преодоления этих недостатков нужны значительные педагогические усилия, направленные не только на обучение речи, но и на другие аспекты развития личности ребенка.

Сензитивные периоды развития свидетельствуют, что наиболее сильное обучение влияет на психические качества, которые только начинают формироваться, поэтому особенно гибкими, пластичными. Значительно труднее изменить, перестроить сложившиеся качества.

Сензитивные периоды выявлены далеко не для всех видов обучения. Однако немало фактов свидетельствуют, что дошкольный возраст в целом наиболее сенситивный (чувствительный) к тем видам обучения, которые влияют на развитие восприятия, воображения и образного мышления.


Развитие плода в утробе матери

За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...


Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Особенности младенческого возраста: развитие в первый год жизни

Младенческий возраст и его особенности. Периодом интенсивных изменений в психике ребенка является младенческий возраст (1-й год жизни). У него развивается потребность в общении, ребенок овладевает...


Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца

Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает с...


Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...


Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя.В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного...


Про имена и именины

В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...


Семейные правила и дети

В каждой семье, большой или маленькой, только что созданной или «со стажем», счастливой или не очень, всегда есть нечто общее для каждой из них, и то индивидуальное. Общее, например,...


Дети мажоры или ребенок в норковых пеленках: проблемы детей богатых родителей

Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический...


Если ребенка держат на руках
Если ребенка держат на руках, то он бесконечно счастлив, если нет, то он переживает состояние тоски и печали. На руках ребенок чувствует, что все так, как должно быть. Жан Ледлофф, "Как вырастить ре ...

Несколько советов родителям будущих первоклассников
До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они состояли ...

Губная помада: какую и как выбрать. Правила нанесения
Заходя в магазин косметики для покупки губной помады, женщины часто останавливаются в растерянности. Что же выбрать из этого многообразия цветов?  Часто тот оттенок который купили, оказывается ...

Сочетание цветов одежды и их энергетика
Специалисты биоэнергетики значительное внимание уделяется исследованию вещей, которые нас окружают с точки зрения энергоинформационного обмена с человеком. Эти знания необходимо использовать, подбир ...

Выбираем идеальный сценарий для свадьбы
Конечно, все понимают, что любая свадьба проводится согласно определенному сценарию. Но далеко не каждый вступающий в брак понимает, что именно представляет собой свадебный сценарий, насколько трудно ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария