Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя

В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного авторитета педагога. Роль учителя для первоклассников чрезвычайно велика, так как он становится новым значимым взрослым, заменителем родителей в условиях пребывания ребенка в школе. Соответственно, для учеников начальной школы, особенно 1-2 классов, характерно большое восприимчивость к словам и действия учителя. Учащиеся начальной школы также демонстрируют конкуренцию за внимание и благосклонность к себе учителя. Основой для формирования беспрекословного авторитета педагога младших школьников являются:

  •  распространение авторитетности всех взрослых для ребенка,
  •  признание учителя как носителя многочисленных знаний, организатора деятельности школьников,
  •  восприятия педагога как субъекта оценивания и воспитательного воздействия на ребенка.

Помня, что авторитет учителя является важной составляющей успешного обучения и воспитания младших школьников, учитель должен заботиться о его укреплении путем самоанализа и самоконтроля собственной деятельности.

Иногда наблюдаются случаи негативного отношения младших школьников к учителю, причинами которого являются частью подражания учеником неадекватного восприятия родителями личности педагога, общая непослушание ребенка или же ее реакция на проявления негативных качеств учителя.

При положительного, поддерживающего и доброжелательного отношения класовода к ученикам, они находят баланс между собственной послушанием и независимостью, устанавливая с учителем деловые, но одновременно доверительные отношения.

Начало обучения ребенка в школе предопределяет перестройку его взаимоотношений с родителями. Эти взаимоотношения изменяются из-за появления новых прав и обязанностей как у ребенка, так и у взрослых. Так, родители теперь должны удовлетворять новые потребности школьника, связанные с обучением, стимулировать и контролировать его успеваемость. Появление учителя как нового авторитета для ребенка становится психологическим испытанием воспитательной стратегии родителей, одновременно у них появляется новая важная функция - осуществление эмоциональной поддержки ребенка в учебе, смягчения адаптивных процессов. При таких условиях на первый план взаимоотношений родителей с младшим школьником получается не контроль успешности его обучения, а диагностика самочувствие в школе.

Исследования американских психологов фиксируют весомую роль родительского отношения для успешности обучения ребенка. Так, психолог Г. Крайг выделила три признака поведения тех родителей, у которых дети имеют хорошие результаты в учебе:

Признаки достижений ребенка:

  •  реальнсть признаков текущих достижений ребенка
  •  развитие у ребенка уверенности в себе

Отношение к ребенку:

  •  демонстрация родителями теплоты и любви
  •  взаимодействие контроля и любви

Содержание общения с ребенком:

  •  стимуляция интереса через общение и чтение
  •  собственный пример умственной активности

Развод родителей вызывает у ребенка чувство вины, печали, гнева и тревоги

Хотя в центре интересов младшего школьника находится его школьное обучение, однако психологический микроклимат семьи и отношение к ребенку родителей является сопутствующим фактором его эмоционального здоровья. Конфликты, насилие в семье, развод родителей провоцируют стрессы у детей отрицательно влияющие на их школьное обучение. Младший школьник замечает проблемные отношения между родителями, что создает у него эмоциональное напряжение и вызывает снижение учебной успеваемости.

Ребенок становится подавленным или чересчур раздражительным, непослушным.

По мнению Г. Крайг, неполная семья по-разному влияет на учебные успехи младших школьников. В тех случаях, когда мать-одиночка не имеет постоянной работы, материально необеспеченная, у нее возникает постоянный эмоциональный накал, депрессия, невротическая тревога. Все это в большинстве случаев негативно отражается на эмоциональном состоянии ребенка, его умственному развитию, на успехах в учебе. Лучше положение у того младшего школьника, где мать-одиночка имеет постоянную работу, которая ему нравится. В такой неполной семье часто наблюдается высокий уровень самоуважения и относительно сильное чувство семейного единства и солидарности, что создает социально-психологические условия для успешного обучения ребенка.

С началом обучения в школе существенно расширяется круг общения ребенка со сверстниками. Первоклассники вначале привлекаются в формальное общение преимущественно в процессе выполнения учебных заданий или под влиянием внешних обстоятельств. Неформальные отношения между детьми в классе состоят в основном при содействии учителя, который выделяет некоторых учеников в классе как образец для других в учебе и поведении и одновременно обращает внимание и на недостатки в поведении некоторых учеников. Поэтому большинство первоклассников воспроизводит в своем отношении к сверстникам отношение учителя. В дальнейшем критериями популярности младших школьников среди сверстников становится уровень успеваемости и личностные качества.

Результате опыта взаимодействия младших школьников в классе у них начинает формироваться общественное мнение относительно одноклассников, появляются попытки оценить качества и поступки сверстников. Класс из аморфного образования трансформируется в устойчивую социальную группу, где наблюдается дифференциация младших школьников по определенным статусами:

Благоприятный

  • - звезда
  • - ребенок которому отдают предпочтение
  • - принятый

Не благоприятный

  • - изолированный
  • - ребенок которого избегают

Чувство социального одиночества ребенка в классном коллективе часто приводит к негативному отношению к ровесникам, учению и самого себя.

Обычно в статусе "звезды" попадают дети с хорошей приспособленностью, энтузиазмом, контактностью, а также с высокой школьной успеваемостью. Позитивное отношение учителя к таким школьников подтверждает их престижный статус среди сверстников. К категории изолированных попадают застенчивые, болезненные дети. Избегают в общении детей-невротиков с некоторыми аномальными признаками в поведении и нарушениями социальных контактов и агрессивных, конфликтных, жадных школьников. Хотя младшие школьники еще не способен правильно определить свое положение в классе, однако субъективное восприятие ребенком своего статуса влияет на его самооценку, эмоциональное состояние и даже на успешность обучения.

Давление коллектива на отдельных учеников может быть как положительным (способствовать повышению учебной мотивации и т.д.), так и отрицательным (курение, антиобщественные поступки).

Выявление психологических качеств младших школьников в процессе школьного взаимодействия может вызвать чувство симпатии, которая, в свою очередь, порождает дружбу и дружбу, хотя изначально эти взаимоотношения отмечаются неустойчивостью и эгоцентричным характером. В 3-4 классах дети начинают устанавливать более тесные взаимоотношения с друзьями. Эта дружба сильна, но недолговременная.


Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...


Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...


Развитие плода в утробе матери

За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...


Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Про имена и именины

В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...


Семейные правила и дети

В каждой семье, большой или маленькой, только что созданной или «со стажем», счастливой или не очень, всегда есть нечто общее для каждой из них, и то индивидуальное. Общее, например,...


Дети мажоры или ребенок в норковых пеленках: проблемы детей богатых родителей

Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический...


Родительская любовь

Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....


Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью

Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....


Неврология и нейрохирургия: интервью в вопросах и ответах
Когда речь заходит о врачах и современной медицине - отзывы и мнения общества не однозначны. Кто о них шутит и критикует, а кто - век благодарит за спасенную жизнь. Виталий Иванович Цимбалюк вдребезги ...

А похудеть совсем не просто...
На сегодняшний день немало интернет-источников включая и женский сайт - Рай для женщин (womenparadise.ru) предлагают нам разнообразные диеты, массажеры и другие методы похудения. Трудно устоять и не ...

28 неделя беременности
28 неделя, ваша беременность благополучно продвигается к своему завершению, до родов остается совсем небольшое количество времени. Многие мамочки путаются в сроках, так как есть несколько способов их ...

Что они имеют в виду: платоническую любовь, высокие чувства
ОЛЯ: "Наша трогательная и необычная история началась еще в девятом классе. Я очень нравилась Кириллу, но видела в нем только друга: вздыхала по другому мальчику. А как - то раз я Кирилла сильно обидел ...

Физическое здоровье школьника или аттестат ценой здоровья
То, что здоровье школьников сейчас оставляет желать лучшего - уже не для кого не новость. Как следствие, утверждение врачей, что состояние здоровья тех, кому сейчас 20 значительно хуже здоровье тех, ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария