Взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и ровесниками

Значимость педагога подтверждается тем фактом, что все люди помнят своего первого учителя

В общении младших школьников с учителем складываются благоприятные условия-признание детьми беспрекословного авторитета педагога. Роль учителя для первоклассников чрезвычайно велика, так как он становится новым значимым взрослым, заменителем родителей в условиях пребывания ребенка в школе. Соответственно, для учеников начальной школы, особенно 1-2 классов, характерно большое восприимчивость к словам и действия учителя. Учащиеся начальной школы также демонстрируют конкуренцию за внимание и благосклонность к себе учителя. Основой для формирования беспрекословного авторитета педагога младших школьников являются:

  •  распространение авторитетности всех взрослых для ребенка,
  •  признание учителя как носителя многочисленных знаний, организатора деятельности школьников,
  •  восприятия педагога как субъекта оценивания и воспитательного воздействия на ребенка.

Помня, что авторитет учителя является важной составляющей успешного обучения и воспитания младших школьников, учитель должен заботиться о его укреплении путем самоанализа и самоконтроля собственной деятельности.

Иногда наблюдаются случаи негативного отношения младших школьников к учителю, причинами которого являются частью подражания учеником неадекватного восприятия родителями личности педагога, общая непослушание ребенка или же ее реакция на проявления негативных качеств учителя.

При положительного, поддерживающего и доброжелательного отношения класовода к ученикам, они находят баланс между собственной послушанием и независимостью, устанавливая с учителем деловые, но одновременно доверительные отношения.

Начало обучения ребенка в школе предопределяет перестройку его взаимоотношений с родителями. Эти взаимоотношения изменяются из-за появления новых прав и обязанностей как у ребенка, так и у взрослых. Так, родители теперь должны удовлетворять новые потребности школьника, связанные с обучением, стимулировать и контролировать его успеваемость. Появление учителя как нового авторитета для ребенка становится психологическим испытанием воспитательной стратегии родителей, одновременно у них появляется новая важная функция - осуществление эмоциональной поддержки ребенка в учебе, смягчения адаптивных процессов. При таких условиях на первый план взаимоотношений родителей с младшим школьником получается не контроль успешности его обучения, а диагностика самочувствие в школе.

Исследования американских психологов фиксируют весомую роль родительского отношения для успешности обучения ребенка. Так, психолог Г. Крайг выделила три признака поведения тех родителей, у которых дети имеют хорошие результаты в учебе:

Признаки достижений ребенка:

  •  реальнсть признаков текущих достижений ребенка
  •  развитие у ребенка уверенности в себе

Отношение к ребенку:

  •  демонстрация родителями теплоты и любви
  •  взаимодействие контроля и любви

Содержание общения с ребенком:

  •  стимуляция интереса через общение и чтение
  •  собственный пример умственной активности

Развод родителей вызывает у ребенка чувство вины, печали, гнева и тревоги

Хотя в центре интересов младшего школьника находится его школьное обучение, однако психологический микроклимат семьи и отношение к ребенку родителей является сопутствующим фактором его эмоционального здоровья. Конфликты, насилие в семье, развод родителей провоцируют стрессы у детей отрицательно влияющие на их школьное обучение. Младший школьник замечает проблемные отношения между родителями, что создает у него эмоциональное напряжение и вызывает снижение учебной успеваемости.

Ребенок становится подавленным или чересчур раздражительным, непослушным.

По мнению Г. Крайг, неполная семья по-разному влияет на учебные успехи младших школьников. В тех случаях, когда мать-одиночка не имеет постоянной работы, материально необеспеченная, у нее возникает постоянный эмоциональный накал, депрессия, невротическая тревога. Все это в большинстве случаев негативно отражается на эмоциональном состоянии ребенка, его умственному развитию, на успехах в учебе. Лучше положение у того младшего школьника, где мать-одиночка имеет постоянную работу, которая ему нравится. В такой неполной семье часто наблюдается высокий уровень самоуважения и относительно сильное чувство семейного единства и солидарности, что создает социально-психологические условия для успешного обучения ребенка.

С началом обучения в школе существенно расширяется круг общения ребенка со сверстниками. Первоклассники вначале привлекаются в формальное общение преимущественно в процессе выполнения учебных заданий или под влиянием внешних обстоятельств. Неформальные отношения между детьми в классе состоят в основном при содействии учителя, который выделяет некоторых учеников в классе как образец для других в учебе и поведении и одновременно обращает внимание и на недостатки в поведении некоторых учеников. Поэтому большинство первоклассников воспроизводит в своем отношении к сверстникам отношение учителя. В дальнейшем критериями популярности младших школьников среди сверстников становится уровень успеваемости и личностные качества.

Результате опыта взаимодействия младших школьников в классе у них начинает формироваться общественное мнение относительно одноклассников, появляются попытки оценить качества и поступки сверстников. Класс из аморфного образования трансформируется в устойчивую социальную группу, где наблюдается дифференциация младших школьников по определенным статусами:

Благоприятный

  • - звезда
  • - ребенок которому отдают предпочтение
  • - принятый

Не благоприятный

  • - изолированный
  • - ребенок которого избегают

Чувство социального одиночества ребенка в классном коллективе часто приводит к негативному отношению к ровесникам, учению и самого себя.

Обычно в статусе "звезды" попадают дети с хорошей приспособленностью, энтузиазмом, контактностью, а также с высокой школьной успеваемостью. Позитивное отношение учителя к таким школьников подтверждает их престижный статус среди сверстников. К категории изолированных попадают застенчивые, болезненные дети. Избегают в общении детей-невротиков с некоторыми аномальными признаками в поведении и нарушениями социальных контактов и агрессивных, конфликтных, жадных школьников. Хотя младшие школьники еще не способен правильно определить свое положение в классе, однако субъективное восприятие ребенком своего статуса влияет на его самооценку, эмоциональное состояние и даже на успешность обучения.

Давление коллектива на отдельных учеников может быть как положительным (способствовать повышению учебной мотивации и т.д.), так и отрицательным (курение, антиобщественные поступки).

Выявление психологических качеств младших школьников в процессе школьного взаимодействия может вызвать чувство симпатии, которая, в свою очередь, порождает дружбу и дружбу, хотя изначально эти взаимоотношения отмечаются неустойчивостью и эгоцентричным характером. В 3-4 классах дети начинают устанавливать более тесные взаимоотношения с друзьями. Эта дружба сильна, но недолговременная.


Учеба как ведущая деятельность младшего школьного возраста

Хотя элементы учения имели место еще в дошкольном детстве, у младших школьников учебная деятельность становится ведущей. Обучение младшего школьника направлено на интеллектуальное развитие, однако ...


Развивающее обучение детей

Основное содержание психического развития состоит в формировании внутренних, психических ориентирующих действий, которые происходят ОТ внешних ориентирующих действий. Для усвоения их необходимо...


Развитие плода в утробе матери

За девять месяцев незаметна зародышевая клетка превращается в материнской утробе на организм со всеми присущими ему органами и системами. Наследственные и врожденные свойства организма являются...


Физиологические особенности новорожденного. Рефлексы

К особенностям психического развития новорожденного относят переход от пренатального развития до Постна-тального, наличие безусловных рефлексов, развитие органов чувств и эмоциональной сферы,...


Кризис новорожденности

Кризис новорожденности. Во время родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее еще не происходит, поскольку в основных жизненных функциях ребенок долго оставаться...


Про имена и именины

В древние времена по традиции младенца несли окрещивать на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Царства Небесного, к которому присоединяется крещаемый. Нашим бабушкам-дедушкам...


Семейные правила и дети

В каждой семье, большой или маленькой, только что созданной или «со стажем», счастливой или не очень, всегда есть нечто общее для каждой из них, и то индивидуальное. Общее, например,...


Дети мажоры или ребенок в норковых пеленках: проблемы детей богатых родителей

Говорят, что на детях гениях природа отдыхает. Можно ли сказать то же о детях родители  которых собственноручно создали свой капитал? Наверное, всем, кто живет в определенный исторический...


Родительская любовь

Как дать детям счастье? Об этом думает чуть - ли не каждый родитель. И трудно найти человека, который не любит своих детей, причем по-настоящему, не требуя за это что-то - бескорыстно и безусловно....


Особенности воспитания подростков. Отношения между родителями и детьми. На границе между детством и взрослостью

Вашему дорогому ребенку исполнилось "... надцать лет»? Начались кардинальные изменения? Куда-то исчез смешной малыш, который еще вчера в восторге рассказывал вам о своих любимых мультики....


Несколько советов родителям будущих первоклассников
До праздника Первого звонка еще, кажется, много времени. Но готовиться к школе стоит заранее. Будущего ученика ждут большие перемены в его жизни. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они состояли ...

Боли в тазу. Диагностика и лечение
Постоянные боли внизу живота и в пояснице, чаще всего тупые, без абсолютно четкой локализации, иногда с «жгучим» компонентом. Они изнуряют, на время снимаются анальгетиками, и снова усилив ...

Запахи для здоровья и обучения
Ароматерапия ведет свое начало еще со времен поклонения огню и дыму. С того времени человечество накопило много знаний о лечебной и магической силе ароматов цветов и растений, которые со временем ис ...

Голливудский сценарий или свадьба в стиле Оскар
Свадьба в голливудском стиле является одним из сюжетов для необычного свадебного торжества, воплотить которое молодые могут без помощи свадебного агентства. Правда, времени на подготовку уйдет немало, ...

Разгрузочные дни
Разгрузочные дни бывают углеводородные (фруктовые, овощные, на крупах), белковые (кефирные, сырные, мясные) и комбинированные (например, мясо с овощами). Предлагаем попробовать лучшие и сильнейшие р ...

Отзывы (0)  Распечатать
Добавление комментария