DataLife Engine > Библиотека > Почему возникла религия

Почему возникла религия


8-02-2012, 16:54. Разместил: Admin

Религия - очень сложное явление духовной жизни общества, она возникала в непростых условиях становления человечества, создание им цивилизации. Происходило это вследствие действия различных причин, а не какой-то одной, к тому же в сложных, меняющихся условиях.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что религия - социальная по своей природе, связано с социальной жизнью общества, с его социальными условиями, с их изменениями. Жизнь наших далеких предков проходила в условиях первобытного производства материальных благ.

Орудия труда были несовершенны, производственные технологии элементарные, производительность труда ничтожна.

В трудных условиях люди получали такое количество средств к жизни, которых едва хватало на проживание. Каждую минуту они чувствовали свою зависимость от природы. Но первобытный человек был подавлен не только силами природы, но и тайными для нее силами общественной жизни.

Общественная жизнь все время усложнялась, оно все больше связывало человека силами традиций и обычаев, неуклонно росла зависимость от общества.

Зависимость человека от явлений природы и общества в условиях ее слабости предопределяла чувство бессилия. Поиски причин этого бессилия, своей зависимости от окружающего мира порождали в человеке явление о мире как реальные, так и искаженные, фантастические.

Среди них были и религиозные представления, о чем-то сверхъестественном. В религиоведении эту причину возникновения религии видят в социальном основе.

Но почему религиозное сознание стало присущее только "человеку мыслящему"? Ведь в первобытном стаде "людей умелых", питекантропов или синантропов уровень развития производства был еще ниже, в зависимости от природы еще больше?

Почему возникла религияНа этот вопрос мы ответим, рассмотрев процесс восприятия человеком окружающего мира в те далекие времена детства человечества, когда питекантроп только начинал мыслить.

Его трудовые действия с физиологической точки зрения мало отличались от инстинктивных действий животных, его сознание еще имело стадный характер, мышление было крайне ограничено, а мозг не развит.

Нет никаких сомнений, что неразвитый мозг и элементарное мышление такого существа не предоставлялись к абстракциям в их широком понимании. Первобытный человек мыслил логическими категориями, но в рамках конкретных понятий. Но впоследствии у неандертальца и тем более в кроманьонца в мышлении появились абстрактные понятия.

Появление таких понятий обусловила возможность отрыва от конкретности, действительности, возникновение представлений, не соответствующих ей. Познание раздваивается, однако это не является негативом, поскольку ошибки обогащают опыт, помогают в поисках истины.

Но эти самые ошибки порождают искаженные, фантастические представления. Так создаются условия возникновения религии, которые имеют гносеологический (теоретико-познавательный) характер. Иначе говоря, ее гносеологические причины.

Одной из внутренних закономерностей развития человеческого сознания является стремление постичь смысл и сущность мира, природы, самого себя. Это глубокие философские вопросы, над решением которых и теперь бьется человеческая мысль. Не следует думать, что первобытный человек был так уж примитивна, что ее сознание никогда не выходила за пределы еды, тепла, продолжения рода.

Нет, когда складывались более-менее благоприятные условия жизни, человек не мог не ощущать мир в его сложности, гармонии и противоречиях. Человеческое сознание уже тогда пыталось найти ответ на кардинальные вопросы своего существования, которые в обобщенном виде сводятся к основному вопросу философии.

Почему возникла религияКонечно, в первобытном обществе философов еще не было, общественное сознание еще не включала в себя философскую сознание, но уже и в аморфной мифологическом сознании были все зародыши будущей сложной структурной сознания цивилизованного общества.

Будущее онтологического вопроса философии зарождалось, в мифологическом общественном сознании. Поэтому религиозное сознание стало удовлетворять духовную потребность человечества. Так возникла онтологическая потребность в религии.

На возникновение религиозной картины действительности у первобытного человека огромное влияние оказали обстоятельства психологического характера. Безвластность людей над силами природы и общества вызывало постоянное психологическое напряжение.

Главной эмоцией был страх, он заострял внимание, держал в мобилизационной готовности весь организм, и этим хорошо служил человеку. Но одновременно он толкал на преувеличение, вызвал в сознании фантастические картины, которые отождествлялись с действительностью.

Имеется в виду также и то, что постоянные жизненные трудности, постоянная опасность вели к тому, что жизнь первобытного человека почти целиком состояло из аффектов, во время которых терялся контроль над действиями и мыслями. Это еще одна причина ослабления элементов истинного отображения мира.

Фантастическое начинает господствовать над реальным. Так складывались психологические причины возникновения религиозного отражения действительности.

Все названные нами причины возникновения религии действовали в комплексе, обусловливая друг друга, взаимно усиливаясь, доминируя в определенных условиях, но преобладали всегда социальные.


Вернуться назад