DataLife Engine > Библиотека > Появление религии

Появление религии


8-02-2012, 16:19. Разместил: Admin

Посмотрим на древние страницы истории человечества. Древнейшими известными нам ископаемыми предками людей были архантропы, костные остатки которых найдены в Африке, Европе и Азии. В 60-х годах XX ст. сенсацию вызвало открытие Л.Лики остатков архантропов в местности Олдовай в Танзании (Африка), которого он назвал "homo habilis" - "человек умелый").

Это, очевидно, был непосредственный потомок ископаемого австралопитека (южной человекообразной обезьяны). Человек умелый жил около 2,5, а может и 3 милл. лет назад. Он уже делал орудия труда, откуда и его название. Погребений от него не осталось. У его остатков не было никаких признаков любого религиозного культа. Понятно, что религии тогда еще не было.

Не выявлено религии и в следующем по возрасту нашего далекого предка - питекантропа (обезьяночеловека), остатки которого известны с 1891 г., когда они были найдены на о. Ява. Питекантропы жили около 1 млн лет назад, в период раннего палеолита. Внешним видом они во многом еще напоминали обезьяну: имели длинные передние конечности, покатый лоб, массивную нижнюю челюсть. У них не было постоянного жилья, не пользовались они огнем. Но уже ходили на задних конечностях, видимо, владели элементарной членораздельной речью и изготовляли простейшие орудия труда. Признаков религии у питекантропов не обнаружено.

Почти то же можно сказать о синантропа ("китайский человек"), остатки которого найдены в 1927 г. близ Пекина. Хотя он лучше, чем питекантроп, обрабатывал орудия труда из камня, пользовался огнем и оседло жил в пещерах, имел лучше развитую речь, о чем свидетельствует строение нижней челюсти. Он был моложе питекантропа на 200-300 тыс. лет.

Прошло еще несколько сотен тысяч лет эволюции человека, и появился еще один наш далекий предок - неандерталец, костные останки его найдены в местности Неандерталь в Германии в 1856 г. Сейчас открытых неандертальских стоянок насчитывается около сотни, есть они и в нашей стране.

Естественный отбор и изменчивость в процессе приспособления к изменениям среды обитания делали свое доброе дело - человеческий организм совершенствовался. По физическому строению неандерталец уже больше похож на современного человека: крепкий, среднего роста, с чуть согнутыми в коленях ногами.

ЦерковьБольшинство исследователей датируют существования неандертальцев периодом, лежит где-то в пределах 100-40 тыс. лет назад. Именно в этот период приходится большая оледенения Европы, климат которой па то время стал очень строгим. Неандертальцы жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, могли добывать огонь, между мужчиной и женщиной уже существовало разделение труда.

Коллективная охота на крупных зверей требовала совместных согласованных действий. Поэтому неандертальцы жили сплоченно, чем их предшественники, и свободно пользовались языком. Формой организации общественной жизни па этом этане развития человека уже была кровно родственно орда.

Наши далекие предки оставили мало свидетельств того, что они думали об окружающем мире. Видимо, мыслей было не так уж и много, поэтому и свидетельств эти мысли тоже мало. Да и время прошло немалый, он сделал свое. Но есть одна вещь, которая может многое рассказать об их мышления. Это - захоронения.

Не "человек умелый", ни питекантропы, ни синантропы не хоронили своих умерших родственников. их трупы оставляли на месте смерти или выбрасывали вон из пещеры, а может, съедали. И такое могло быть в голодные времена. Наверное, именно поэтому до нас дошло так мало их остатков. Что касается неандертальцев, то они уже начали хоронить своих умерших или погибших родственников. Опубликование последствий изучение неандертальских погребений, открытых в пещерах Киик-Коба (Крым, 1924 г., Г.А.Бонч-Осмоловский) и Тешик-Таш (Узбекистан, 1938 г., О.П.Окладников) вызвали в 30-х, а затем в 50-х годах оживленную дискуссию.

На стоянке в пещере Киик-Коба обнаружены захоронения взрослого человека и ребенка. Оба были возложены на сторону, со слегка согнутыми в коленях ногами. Яму для захоронения сознательно вырыли короткой, в яме обнаружены следы охры - тела, очевидно, были окрашены. В пещере Тешик-Таш труп тоже не был беспорядочно брошен. Это было захоронение ребенка. Вокруг ее черепа лежали нарами рога козлов, которые, очевидно, были предметом традиционного охоты людей этого племени. В 1946-1948 гг М.Е.Воеводський, а в 1949 г. А.Н.Рогачов была исследовали стоянку первобытного человека на территории Украины. Там они нашли, среди прочего, статуэтку женщины-матери - признак культа предков.

Видно, что в этих случаях неандертальцы проявляли определенное отношение к самому факту смерти к умершему, поскольку заботились о нем так, как делали это при жизни. Возможно, у них возникали какие-то мысли о сверхъестественном в связи с впечатляющим их факту смерти родственника. Можно предположить, это одно из свидетельств смутных представлений о возможности существования за пределами реального бытия.

Будда в ТаиландеОднако другие исследователи считают, что никаких религиозных представлений у неандертальцев не было. Сознательные захоронения - это признак появления определенных санитарно-гигиенических взглядов, которые нуждались мероприятий для обезвреживания трупа, или признак возросшего авторитета в общине женщины-матери, защищала своего ребенка и после его смерти, не давала ей быть съеденной или выброшенной. Следовательно, это вопрос дискуссионный.

Более-менее четкими религиозными представлениями отмечалась и кроманьонский человек, останки которого найдены еще в 1868 г. в пещере Кро-Маньйон во Франции. Существование этого человека датируется поздним палеолитом, около 40 тыс. лет назад. Она получила название "homo sapiens" - "человек мыслящий". Кроманьонцы применяли усовершенствованные средства охоты, умели строить землянки для жилья, носили одежду. У них была высшая форма общественной организации труда - они же жили в кровно родственной общине, у них существовал матриархат.

Недалеко от города Иркутска в долине реки Белой, вблизи села Мальта, О.П.Окладников на стоянке кроманьонский человека нашел захоронение ребенка. Рядом с останками скелета найдены многочисленные украшения - бусы из костей, браслеты, скульптурное изображение птицы, пластинка из бивня мамонта, женская статуэтка с подчеркнутыми чертами женщины-матери. Труп был окрашен красной охрой. Захоронение убедительно свидетельствует о определенные мысли в связи со смертью члена рода. Ему ничего не дали с собой в могилу. Может, он будет где-то существовать. Его связь с родом не исчезает.

Интересное захоронения найдены известным археологом П.Й.Борисковським вблизи г. Воронежа на реке Дон. Похоронена человек была связана. Это, очевидно, сделали с целью "обезвреживания" мертвеца, поскольку у людей уже существовало представление о возможности определенной деятельности человека после смерти. Как и в мальтийской стоянке, здесь найдены многочисленные женские статуэтки культового назначения.

Учитывая время существования этих и других памятников кроманьонский культуры, можно считать, что вполне отчетливые религиозные представления возникли где-то уже 50-30 тыс. лет назад. Мы указываем две даты том, что было бы недопустимым упрощением считать возникновение религии одномоментным актом. Очевидно, этот процесс длился около 20 тыс. лет, он охватил последний период эпохи разложения первобытнообщинного строя и начальный период становления классового общества.


Вернуться назад